Режиссёр из Норвегии, пингвины – из Антарктиды



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 18.05.2010
Автор(ы): Владимир Акишин


Одна из долгожданных премьер нынешнего сезона в Саратовском театре юного зрителя – постановка популярной в Европе пьесы немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в 8.00». Спектакль детский, но очень хочется, чтобы его посмотрели и взрослые. Это популярное изложение библейской истории про Всемирный потоп, про Ноя и его спасительный ковчег, про Бога, который «не пингвин» (цитируем одно из любимых выражений режиссера-постановщика спектакля Сигрид Стрем Рейбо).

Сигрид – необыкновенная девушка. Она из Норвегии. Впервые побывала в Саратове и участвовала в театральной лаборатории «Четвертая высота» осенью прошлого года, где и работала над пьесой про приключения пингвинов, а именно эти забавные птицы – главные герои «Ковчега». Тогда состоялась читка пьесы в лицах. Вещь эта была взята к постановке, и на днях состоялась премьера.

За несколько часов до первого показа спектакль еще находился, как говорится, в разобранном состоянии. Представьте только, у норвежки было всего четыре постановочных дня, чтобы воплотить все свои режиссерские идеи. Но наши актеры готовились именно к такой коллизии, экстриму, поэтому роли знали назубок. А многие мизансцены сохранились еще с лаборатории.
Наше интервью с Сигрид заняло мизерный отрезок времени в паузе, когда постановочная группа что-то доделывала в декорациях, а утомленные творческим процессом «пингвины» – артисты Елена Краснова, Алексей Чернышев и Антон Логинов – отдыхали, расположившись в зрительских креслах…

– Сигрид, почему вы взялись за эту пьесу? В чем ее актуальность? Казалось бы – Библия, Всемирный потоп и… дети, пьеса же для очень маленьких предназначена.
– Есть Бог или нет Бога – это всегда актуальная тема. Для детей, представьте, особенно. Она их волнует, по-моему, гораздо больше, чем взрослых. Они задают вопросы о Боге. И кто этот мир создал, и зачем? Другое дело, что не всякий взрослый сможет понятно объяснить ребенку, что есть Бог. Наш спектакль, думаю, поможет и тем, и другим.
– Главные герои спектакля, три пингвина, очень напоминают детей в песочнице, на игровой площадке. Они немного флегматичные, немного бездельники, им скучно. Почему такие образы вы придумали для них?
– Пингвины действительно во многом списаны с реальных детей. Тут расчет простой: маленькие зрители точно увидят в этих персонажах сверстников, и рассказываемая история станет для них ближе и понятнее.
– Пингвины очень симпатичные. Но почему они все время жуют резинку и выдувают из нее пузыри? Ведь вроде не самая лучшая привычка?
– Это мой каприз. Я сама все время жую резинку. Так что и героев для реалистичности наделила этой привычкой. Вообще в спектакле много иронии, обращенной на взрослых. Заметьте, тут и лексикон очень приближен к разговорной речи, конечно, в рамках разумного. И одеты пингвины модно.
– Однако декорации, скажем так, небогатые. И спецэффектов немного. Надо полагать, что спектакль малобюджетный. Как вышли из положения?
– Художник-постановщик Михаил Гаврюшов хорошо понял задачу. Мы создаем условный игровой мир. На мой взгляд, не нужна буквальность, подробности какие-то. Надо заставлять работать детскую фантазию – открывать, а не закрывать ее. Дети прекрасно умеют это делать. Вспомните своих малышей, когда они из трех палочек, стекляшек, разбитой машинки могут сделать целое поле битвы или инопланетную экспедицию, все что угодно. У нас то же самое на сцене. Мы даем отправную точку. А дальше воображение детей все дорисует.
– Как вам работается с нашими актерами?
– Отлично! Это прекрасные люди. Профессионалы. Все понимают с первого слова, хотя я говорю с акцентом и иногда что-то путаю. Они, конечно, мои соавторы. На них большая ответственность. Я уеду, а спектакль останется в Саратове. И режиссерскую линию им придется выдерживать уже самостоятельно.
– Вы к нам прямиком из Норвегии?
– Да. И было очень сложно вырваться. Там у меня в работе сразу две постановки. Для детей я ставлю спектакль по сказке Киплинга «Как было написано первое письмо». А для взрослых – спектакль-оперу в стиле модерн по повести нашего национального автора. Это все довольно сложно. Но я с удовольствием работаю, когда удается, в России, в Москве. А теперь у меня есть и Саратов.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости