С широко раскрытыми глазами



Название издания: Неделя области
Дата выхода: 10.02.2010
Автор(ы): Валерия Каминская


Жанр пьесы московского драматурга Елены Исаевой обозначен как "школьные сочинения в двух действиях", и автор признается, что произведение это вполне автобиографично. Пьеса была написана в 2002 году, а через год заняла первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе "Действующие лица". Саратовцы же познакомились с ней на "Четвертой высоте".

Творческие лаборатории по современной отечественной и зарубежной драматургии стали фирменным изобретением нашего ТЮЗа: "Четвертую высоту" здесь брали уже пять раз. И "Неделя области" подробно рассказывала читателям об этих проектах, когда знакомство с пьесами происходит в форме публичных читок. Писали мы и о том, что некоторые читки позже превращаются в полноценные спектакли.

"Про мою маму и про меня" - как раз такой случай. Для лаборатории показ пьесы вместе с артистами театра подготовила молодой режиссер из Санкт-Петербурга Мария Романова. Совместная работа понравилась и актерам, и зрителям, и из "Четвертой высоты" ее было решено перенести на камерную сцену старого здания ТЮЗа.

Как говорит сама режиссер, "своим жизненным опытом, своей душой саратовские артисты вдохнули жизнь в текст пьесы, слова и истории героев ожили и зазвучали простым и одновременно глубоким смыслом". Полуторачасовой спектакль - это дневник старшеклассницы, воспоминания о разговорах автора со своей мамой. Если вы в семидесятые годы читали подростковые повести в журнале "Юность", вы легко представите себе и возбужденно-романтическую атмосферу происходящего, и правильных, пусть слегка наивных, героев.

Вы вспомните о тех временах, когда в школьном монтаже громко читали стихи военных поэтов, когда наивное молчание в телефонной трубке было объяснением в неугасших чувствах и очень стыдным считалось, выпив водки, чуть не опоздать в командировку. И обязательно присутствовал мамин диван с клетчатым пледом (торшер, правда, по ошибке попал на сцену совсем из другого магазина, "красивых турецких товаров"). Музыка тоже абсолютно узнаваема: мама с дочкой поют про крейсер "Аврору", за сценой звучит невозможно символический вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Недавняя обладательница "Золотого Арлекина" за лучший театральный дебют Анастасия Бескровная прилежно играет трепетную девочку в клетчатом сарафане, конечно же "с чистым взглядом широко распахнутых глаз". А замечательная и точная Татьяна Чернышева - ее все понимающую маму, которая переписывает своим почерком дочкины любовные записки: чтобы помочь. У Любови Кочневой, Тамары Цихан, Алексея Кривеги и Алексея Ротачкова в этой истории сразу по несколько небольших эпизодов: соседка, вспоминающая о войне, безумная руководительница литкружка, мамины коллеги по работе и ее первая любовь, дочкины одноклассники.

Весь спектакль идет с легким придыханием, таким знакомым и почти честным пафосом, и все так волнительно и почти правильно - как было в давней советской юности, уж тридцать лет тому назад.

Назад в раздел