Понаехали в SQUAT



Название издания: Саратовский взгляд
Дата выхода: 30.12.2009
Автор(ы): Елена Балаян


На склоне лет у человека есть два способа отношения к жизни: мучительно завидовать молодым, здоровым и красивым, будучи не в силах простить им свое уходящее время, и, наоборот, попытаться им помочь, реализуя накопленный опыт и право на внутреннюю свободу. И хотя поступать по второму сценарию бывает ох, как непросто, авторы спектакля «SQUAT», премьера которого прошла в ТЮЗе им. Киселева под занавес уходящего года, уверены, что именно он в итоге оказывается наиболее приятным и конструктивным для обеих сторон. Жизнеутверждающий пафос вполне оправдан: в Новый год и, особенно, в Рождество так хочется верить в лучшее в себе и в людях…

В спектакле молодого киевского режиссера Артура Артименьева, вызванного с Украины специально для этой постановки, обе линии поведения представлены в образах двух пожилых француженок в исполнении народной артистки России Светланы Лаврентьевой и ее заслуженной коллеги Тамары Лыковой. На их маститой виртуозной игре и строится спектакль. Маривонн и Жанн, родные сестры, чьи характеры противоположны, живут одинокой неспешной жизнью в своем изысканном французском доме, куда волей случая попадает молодая парочка нелегальных мигрантов, полька и араб (squat с английского «вселение в чужой пустующий дом»).

Старая дева Жанн, милая и старомодная, с несостоявшейся жизнью и нереализованным материнским инстинктом, начинает отчаянно им помогать, пытаясь настроить на этот лад и сестру. Та сначала долго сопротивляется, но потом сдается, из злой «домомучительницы» превращаясь в добрую, но весьма волевую и активную фею. Превращение психологически достоверное, не вызывает недоверия еще и потому, что случается в канун Нового года. Персонажи вместе наряжают елку, и это придает спектаклю удачную своевременность: предновогодние и предрождественские ощущения зрителей перекликаются с эмоциями героев.
Спектакль все время балансирует на грани комедии и мелодрамы, местами превращаясь еще и в сложную психологическую драму. В нем много небанального юмора, но есть место и для грусти. Смех и слезы – все в нужной пропорции.

Игра Тамары Лыковой, у которой в день премьеры был еще и бенефис в связи с 70-летним юбилеем, – это настоящее произведение искусства и триумф старой театральной школы. Лыкова держится на сцене, как королева, создавая совершенно роскошный многогранный характер, выходящий за рамки всех возможных клише. На своем месте оказывается и Светлана Лаврентьева – маленькая, юркая, трогательная и одновременно смешная. Молодого араба Самира, которого желчная Маривонн иронично называет то душманом, то Бен-Ладеном, то Саддамом Хусейном, по очереди играют молодые тюзовцы Никита Безруков и Владимир Егоров. А очаровательную польку Кристину, которая весь спектакль очень органично изъясняется на ломаном русском (по пьесе французском) языке – Марина Климова и Ирина Протасова. Говорить два с половиной часа с таким акцентом не так-то легко, но девушки справляются, выдерживая роль до конца.

В том, что спектакль удался, заслуга в первую очередь современного французского драматурга Жана-Мари Шеврэ, чья драматургия оказалась очень качественной (не в пример многим современным авторам). И надо сказать спасибо театру и Французскому культурному центру «Альянс Франсез – Саратов» за то, что открыли саратовским театралам это новое для них имя.
На французском материале спектакль поставлен неслучайно: 2010 год объявлен годом России во Франции и Франции в России, так что наш ТЮЗ оказался в этом смысле в тренде и даже немного его предвосхитил. Шеврэ умеет смеяться над национальными комплексами своего народа. Его пьеса, как многослойный пирог: чем дальше, тем больше смыслов в нем открывается. Кроме конфликта молодости и старости в ней есть еще и тема постижения чужой культуры и мучительного преодоления тех стереотипов, которые политики вбивают в головы своим избирателям. В этом смысле пьеса очень актуальна и выходит за рамки чисто французских реалий.

И, конечно, ТЮЗ стоит поздравить с новым режиссером, чей талант очевиден уже при первом приближении. Артур Артименьев не только срежиссировал спектакль, но еще и придумал к нему музыкальное и художественное решение. В этом смысле «SQUAT» – удачный триумвират драматурга, режиссера и двух талантливых актрис, без которых потенциал и того, и другого не реализовался бы в полной мере.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...


22.03.2024 Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом

Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...


Все новости