В жанре фарса



Название издания: РИАСАР
Дата выхода: 27.01.2017
Автор(ы): Наталья Григорьева


26 января на сцене саратовского ТЮЗа состоялась премьера дипломного спектакля студентов Театрального института саратовской консерватории «Слухи» по пьесе Нила Саймона. Это последний курс профессора Александра Григорьевича Галко. Теперь ребят ведёт Артём Кузин, артист и режиссёр ТЮЗа, выпускник Александра Григорьевича, несколько лет проработавший в его мастерской в качестве второго наставника.

Выбранная для постановки пьеса Нила Саймона – фарс, диктующий обилие неправдоподобных переделок, колких диалогов и отсутствие главных персонажей. В этой общей неразберихе важен каждый. Сюжет «Слухов» развивается вокруг несостоявшегося банкета к 10-летнему юбилею свадьбы. Первые гости обнаруживают, что все продукты на кухне подготовлены, слуг нет, супруга тоже отсутствует, а хозяин дома истекает кровью. Самое интересное, что явный ответ на вопрос, что же здесь произошло, зритель так и не получит.

Задача перед режиссёром стояла непростая – показать каждого. Характеры вылеплены здесь с большим мастерством. Продуманы и тембры, и облик, и походка. А учитывая особенности жанра, в котором герои постоянно встревают в переделки, артистам приходится отыгрывать ещё и некую болезненность: одна постоянно чешется на фоне стресса, у другого то и дело «вступает в спину», третий после аварии не может повернуть шею, четвёртый оглох во время выстрела…

За происходящим на сцене очень интересно наблюдать. Особенно за тем, как меняются герои на протяжении спектакля. Как минимум две пары приходят в этот дом с отношениями на грани развода, но страх оказаться на скамье подсудимых, опасения за репутацию и дальнейшее развитие карьеры сбивают с людей спесь и заново сплачивают семьи. Главную фразу в финале произносит Клэр Ганц:  «Едва мне показалось, что брак стал скучным, как я снова влюбилась в собственного мужа». Такими же заново влюблёнными становятся ругавшиеся полспектакля Куперы, а на общей волне – и все остальные. В этот фарс, как и положено в театре, упакована очень актуальная на сегодняшний день тема разговора – рождения, угасания и возрождения любви между супругами.

Способов развала отношений множество, но в основе одно и то же – эгоизм: «мне скучно», «тебе не угодишь», «посмотри на меня» или, наоборот, «не смотри на меня». Одни персонажи довольно точно воссоздают тупиковые модели поведения людей, а другие дают их оценку «со стороны». Очень полезно было бы посмотреть эту постановку многим, не привыкшим уступать своим половинкам. Хотя бы ради того, чтобы понять, как мерзко выглядит этот неприкрытый эгоизм, как глупо разводиться из-за того, что «стало скучно» или «мои желания не удовлетворяются».  

Достаётся здесь и чиновникам: полицейскому, который напивается на банкете, а потом пытается разобраться в ситуации; кандидату в сенаторы штата, которого карьера заботит гораздо больше, чем жена и друзья. Впрочем, достается очень аккуратно, по-американски. С пониманием того, что «все мы люди» и «никто не свят».

Главное здесь – молодые, талантливые артисты, от которых пока ещё не знаешь, чего ожидать. Да, порой становится заметно, что спектакль студенческий. Видимо, ребятам пока не привычна большая сцена, сложно «держать» много сценических задач одновременно, из-за чего у зрителя периодически возникает вопрос вроде такого: на какую же сторону он не может шею повернуть? Вроде просил справа встать, теперь просит слева… Подобные мелочи есть почти у каждого, но им охотно прощаешь, потому что в целом работа очень талантлива.

Единственное, что, наверное, нельзя простить, – это некоторая невнятность речи в отдельных, особенно эмоциональных сценах. Непонятно, почему такое малое внимание уделяется технике, а от уже окончивших вузы артистов порой даже звучит вопрос: а режиссёру надо было, чтобы этот текст был слышен и понятен? На это хочется ответить, что не стоит путать режиссёрский замысел и собственное неумение справляться с эмоциональными задачами. К сожалению, не освоив толком сценречь в вузе, многие идут с этой проблемой в профессию, даже не пытаясь от неё избавиться. Зрителя это раздражает, потому что, приходя в театр, человек хочет понимать, о чём идёт речь, а не прислушиваться и не переспрашивать у соседей, что происходит. Справедливости ради стоит заметить, что на первом показе артистов периодически глушила музыка, но и указанная выше проблема существует.

Главное – у этих ребят всё впереди. И если не считать некоторых шероховатостей, спектакль замечательный, идеальный для тех, кто любит лёгкие комедии, но со смыслом. Не могу не процитировать одного из консерваторских педагогов: «На этом курсе один другого краше». Не стану разглашать имя поклонника, но автор этих слов абсолютно прав. И вовсе не по причине особенной любви к ушедшему Александру Галко. Впрочем, саратовцы и сами могут в этом убедиться. Посмотреть этот спектакль в ТЮЗе (а также чеховскую «Чайку» в постановке этого же курса) можно будет только до конца текущего театрального сезона. Студенты учатся уже на четвёртом курсе и в этом году заканчивают вуз. Ближайшие спектакли запланированы на 17 и 28 февраля.

Источник: http://riasar.ru/news/item/41519-v-zhanre-farsa

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


19.04.2024 «Майская ночь» в подарок

Объявляем розыгрыш пригласительного билета на один из самых популярных спектаклей нашего театра! ...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия ...


Все новости