«Приключения Незнайки» на Луне и на сцене Старого ТЮЗа



Название издания: CityGu.Ru
Дата выхода: 03.06.2019
Автор(ы): Елена Имбирёва


С момента, когда историческую сцену ТЮЗа торжественно вернули театру, прошло не так уж много времени. И хотя ТЮЗ заверил, что дети, занимавшиеся в детском театрально-концертном учреждении, по-прежнему будут работать в этом же помещении и на этой же сцене, некоторые волнения у саратовской публики на сей счет все же были. Но они оказались напрасными. У юных артистов появился вполне ясный статус – детская театральная студия. И более того, Студии официально, по соглашению с Мариной Зудиной, присвоено имя Олега Павловича Табакова. Не только честь, но и ответственность большая. И вот, впервые в новом статусе Студия представляет премьеру – спектакль «Приключения Незнайки» по повести Николая Носова «Незнайка на Луне» (инсценировка Анастасии Колесниковой).

Об истории

«Незнайка на Луне» — своего рода антиутопия, показанная просто, но не примитивно картина «другого мира», в котором коротышкам многое кажется странным, непонятным и нелогичным. В этом мире им, привыкшим к совершенно другим ценностям, надо научиться жить, хотя бы пока не найдется способ вернуться домой: приспосабливаться самим или менять его в соответствии со своими правилами – это уж как получится.

Во времена своего создания «Незнайка на Луне» стал своего рода учебником экономики, социологии, философии и, пожалуй даже, политэкономии (помните, был такой предмет в ВУЗах и техникумах?) для детей. Очень человечная, умная и искренняя книга, которая при этом не поучает, не навязывает истин (к ним надо прийти самим), и, оставаясь серьезной по сути, читается легко и весело. Там нет однозначно плохих и абсолютно хороших персонажей, так же, как в жизни. Она явно отличается от других приключений Незнайки, которые хорошо знакомы не одному поколению и по не раз переиздававшимся книгам, и по многочисленным мультфильмам, и по аудиопостановкам. Возможно, поэтому именно сейчас обращение к этой повести кажется смелым, необычным, но закономерным выбором – сегодня она даже более актуальна, чем во время написания.

О постановке

Спектакли Алексея Чернышева отличает хорошая тщательность, в них нет мелочей. Точнее есть, но не те, которые «авось проскочат» в общей картине, а такие, которые придают блеску спектакля дополнительные, порой весьма неожиданные, но яркие искры. Для этого режиссера знаменитые слова Константина Сергеевича Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее» даже не завет, а стиль жизни, образ мысли. И дети в этих спектаклях играют наравне со взрослыми артистами. Никакого умиления, никаких скидок на возраст — вышел на сцену, будь добр работать профессионально. Постановочная команда, которая работает на максимально точное воплощение режиссерской мысли, всегда подбирается сильная и проверенная.

В этот раз в ней снова работали и саратовские, и приглашенные московские мастера своего дела:

Художник-постановщик – Юлия Михеева (Москва);
Художник по костюмам — Софья Маркова;
Композитор — Андрей Зверев (Москва);
Хореограф — Мария Качалкова (Москва);
Репетитор по хореографии — Наталия Недоступова;
Художник по свету — Владислав Фролов (Москва);
Видеохудожник — Андрей Лапшин;
Хормейстер — Софья Тюльпакова;
Постановка кукольных сцен — Роман Сопко.

Кроме того, в спектакле участвовали танцоры хореографической школы «Антре» Игоря Перепёлкина. Все серьезно, все по-взрослому – ведь спектакль ставится для детей.

О спектакле

Большинство зрителей (взрослых!) во мнении о спектакле едино: это – бомба! Спектакль очень зрелищный, красивый, яркий, умный и профессиональный. Юные актеры-студийцы работают на высоком уровне и очень радостно видеть, что с каждым разом ребята поднимают индивидуальную планку все выше. Фраза из другой известной сказки: «Я не волшебник, я только учусь» для них не оправдание, а руководство к действию, потому что ключевое здесь – учиться, совершенствоваться, работать.

Постановочная группа пыталась добиться «эффекта полного погружения» и ей это удалось. Дело не только в ракете, которая пролетает под самым потолком в начале и конце путешествия. Все в спектакле создает у зрителей ощущение нереальности происходящего, чужеродности окружающего мира – лунатики; фантастические монстры, от красных светящихся глаз которых даже взрослым зрителям становится жутковато; потрясающая, необычная игра со светом, рождающая удивительные иллюзии… При этом интерактив в спектакле вполне умеренный и оправданный, зрители вовлечены в само действие ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы не нарушать целостность происходящего, не допускать «провисов».

О чем еще сказать? О великолепной хореографии? О насыщенном музыкальном сопровождении? Все это есть, но как можно выделить лучшую часть из единого целого, отметить один мазок кисти из всей картины? Именно из-за того, что каждая составляющая постановки достойна отдельного комплимента, весь спектакль в целом и воспринимается, как несомненная удача.

Для зрителей же несомненная удача то, что спектакли детской театральной студии им. О.П.Табакова – репертуарные постановки, а не разовые мероприятия. Поэтому у зрителей, не попавших на премьеру, еще есть шанс увидеть удивительные, фантастические «Приключения Незнайки». И это приглашение не только для детей. Взрослые, — мамы, папы, бабушки, дедушки, — сходите в театр вместе с ребенком, посмотрите спектакль, который будет интересен и ему, и вам. Поверьте, это запомнится надолго!

Текст: Елена Имбирева
Специально для CityGu.ru

Источник: https://citygu.ru/prikljuchenija-neznajki-na-lune-i-na-scene-starogo-tjuza.html

Назад в раздел