Четыре стихии для маленьких зрителей



Название издания: «Неделя области»
Дата выхода: 20.08.2008
Автор(ы): Ирина Кабанова


Какой бы непривычной идеей это не показалось, но детей можно водить в театр, начиная с младенческого возраста. Причем речь не о театре кукол. Тюз оказывается вполне органичным местом для самых маленьких зрителей. В тюзе Киселева сезон начинается спектаклем «Росток» для зрителей от трех до семи, премьера которого состоялась 26 августа.

    Эта практически не заполненная ниша в детских театрах дает простор тем немногим режиссерам, которые не считают зазорным работать с совсем еще юной публикой. Молодой режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская, в третий раз приглашенная саратовским детским театром к творческому сотрудничеству, в противовес нынешним поползновениям взрослых к ранней интеллектуализации ребенка, к навязыванию ему сухих логических схем и неживых образов призывает вернуть малыша к природе. И при этом видеть в нем человека.
Обращение к столь неширокой целевой аудитории нетипично в нашей режиссерской среде. Однако в мире существует огромное движение театров для самых маленьких. На Западе проходит множество мастер-класов, семинаров, даже фестивалей для зрителей от нуля до пяти лет. Похоже, это движение только нашу страну немножко обошло, но мы уже вливаемся.
Идея спектакля «Росток» появилась у Екатерины после того, как она побывала на спектакле для малышей в Дании. Это была небольшая передвижная труппа на колесах, которая путешествует и показывает спектакли. В Дании вообще много маленьких театральных коллективов по три-пять человек. Среди зрителей оказались даже мамы с колясками.
Сценическую композицию режиссер написала сама. Сценарного материала для маленькой публики действительно не так уж и много, но Гороховской, по ее собственным словам, больше нравится придумывать самой.
- Я знала, что примерно должно происходить на сцене, а все детали и подробности мы сочиняли вместе с актерами прямо на площадке, - рассказывает Екатерина. – В нашем спектакле нет ни одного слова, но это не пантомима. Это такой пластический драматический театр, можно сказать, энергетический. В нем использована музыка известного композитора Михаила Хейфеца. Сложная, серьезная, настоящая музыка. Но, думаю, дети ее поймут, и она им понравится. У нас много смеха, улыбок, дыхания, взглядов, перемигиваний. Декорация очень простая. Стояла задача сделать простой спектакль, который можно было бы возить в детские сады, легко путешествовать с ним. Это классический пример настоящего театра. У актера все должно быть с собой. Постелил коврик – и сыграл. Правда, у нас не совсем коврик. Росток же должен из чего-то расти. Значит, должна быть клумба. Поскольку мы рассказываем детям об основах бытия, то используем огромные живописные полотна, представляющие четыре стихии: воду, огонь, землю и воздух. Вот и вся декорация. Все остальное мы вытворяем прямо на глазах зрителей.
Собрав в зрительном зале малышей, режиссер предлагает уйти от штампов в отношении детского спектакля. Яркость красок, гипертрофированность образов – не главные инструменты для завоевания детского внимания и детской души.
- К детям зачастую относятся  как к идиотам. Спешат все им разжевать и положить в рот, - делится Екатерина. – Но дети все понимают. Сними можно говорить на любые темы и разным языком. Иногда они способны прочитать сложный сценический код. Хотелось бы сделать такой спектакль, который вернул бы ребенка к истокам и подарил бы ему гармонию. Ведь современный мир агрессивен. Дети часто оказываются помехой взрослым, пока те строят карьеру, зарабатывают деньги, и вообще, мешают вести взрослую жизнь. Игрушки, в том числе компьютерные, которые окружают, которые взрослые выбирают для детей, часто уродуют ребенка. У нас яркий спектакль, но мы старались сохранить нежность и вкус. Маленькие зрители будут сидеть на разноцветных подушках прямо на полу и будут почти вовлечены в происходящее. Это, конечно, не чистый интерактив, но ведь дети – аудитория непредсказуемая. Когда играли прогоны, пригласили детей наших артистов, чтобы посмотреть, как ребята отреагируют на спектакль. В момент, когда две героини отнимают друг у друга яблоко, выскочил мальчик и начал восклицать : «Ай-ай0ай, нельзя так!». Так что актерам по ходу действия придется выправлять ситуации.
В семье Екатерины тоже есть «представитель целевой аудитории». Впрочем, ее шестилетний сын не сможет присутствовать на премьере:  «Быть одновременно мамой и режиссером – это колоссальная психологическая нагрузка, - говорит Гроховская. – Так что я отправила сына отдыхать к бабушке на океан».


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости