Эскиз английской классики
Название издания: Неделя области Дата выхода: 09.11.2011 Автор(ы): Ирина Кабанова |
За пять лет творческие лаборатории "Четвертая высота" прочно обосновались в саратовском ТЮЗе, на минувшей неделе завершилась работа еще одной. Теперь режиссеры обратили свое внимание на Вильяма нашего Шекспира.
Лет пять назад Олегу Лоевскому со товарищи (это бессменный организатор лабораторий и директор Всероссийского фестиваля "Реальный театр") пришла в голову мысль создать Шекспировский фестиваль в России: в других странах он есть, а у нас нет. Пришли в московский Театр наций к Евгению Миронову: так, мол, и так. "Здорово!" - отреагировали коллеги, но фестиваль так и не появился. Поэтому энтузиасты обернулись к тюзовской "Четвертой высоте".
Как всегда, было много гостей-режиссеров: свои творческие эскизы представили Дмитрий Волкострелов, Полина Стружкова и Елена Невежина из Москвы, Разерка Бен Садья Лаван и Ян Жоэль Коллен из Франции, Андреас Мерц из Германии.
Организаторов лаборатории интересовала современная интерпретация классика, в которой отражается не только индивидуальный режиссерский подход, но еще и национальное сознание.
- У нас любят говорить: как, мол, американцы, французы или немцы похожи на нас! Никто ни на кого не похож. Интересно другое сознание, и надо искать культурные точки взаимопонимания, а не тешить себя узнаванием черт, - уверен Лоевский.
Наряду с хрестоматийными "Отелло", "Гамлетом" и другими пьесами режиссеры взялись и за менее известные широкому зрителю "Титус Андроникус" и "Два веронца". Актеры, как заметил худрук театра Юрий Ошеров, с неизменной энергией берутся за эту работу. Всем хочется играть, выложиться на площадке, даже несмотря на то, что труппа выжата как лимон: в начале сезона театр успел выпустить две премьеры подряд. Впрочем, случается, что актеры отказываются от участия.
- Актерское сознание - вещь неведомая, - размышляет Ошеров. - Порой мешает личное восприятие материала или невозможность найти общий язык с режиссером. За годы этой работы у нас было четыре таких отказа. Но в любом случае творческая лаборатория - очень полезная штука. Неудача показывает нам путь, который ведет в тупик, и значит, туда идти не надо. Удача наводит на тропу, которую мы еще не изведали и где есть перспективы.
Правда, у профессионалов и у зрителей представления о творческой удаче и неудаче очень разные. И разбор полетов об этом свидетельствует. Ситуаций, когда критики "за", зрители "против", и наоборот, в архивах "Четвертой высоты" уже достаточно.
Кроме самих показов, было в программе еще кое-что. В Саратов приехал доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории зарубежного театра ГИТИСа Алексей Бартошевич, чтобы прочитать жаждущим углубить свои культурные познания лекцию о Шекспире в современном театре. Вот уж необъятная тема! Но театровед попытался сказать о главном.
- Бывают эпохи, в которые развивается жанр трагедии, - рассказывает Алексей Вадимович. - Для них характерна творческая концепция, согласно которой человек противостоит вселенской логике. А есть времена шутов, когда мир - хаос, им ничего не управляет, и тогда трагедия заменяется гротеском. Наше время - не гамлетовское.
Означает ли это, что за Шекспира нам сейчас лучше не браться? Вряд ли. Вот Лоевский считает, что художнику лучше знать, какое сейчас время. Вопрос внутреннего мироощущения: если чувствуешь себя в этой жизни клоуном, какой уж тут король Лир!
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости