Драма, необходимая юношеству



Название издания: Земское обозрение
Дата выхода: 01.11.2011
Автор(ы): Борис Глубоков


В Киселёвском театре юного зрителя – премьера «Софокл. Эдип, тиран». Это драма – столь необходимая нашему русскому юношеству. Подана пьеса режиссёром – французским немцем Матиасом Лангхоффом как синтез наработок европейской театральной культуры, однако – преподнесённый сугубо через авторское видение самого Лангхоффа.

Берётся определивший европейское мировоззрение миф. При опоре на труды Фрейда, Брехта, Пазолини стоит отрешиться от общекультурного багажа и просто смотреть.  Пьеса изначально создана немецким романтиком Фридрихом Хёльдерлином. Текст использован Хайнером Мюллером при создании в 1967 году «пьесы-модели» «Эдип-тиран». Многолетний опыт Лангхоффа, одного из самых дорогих современных европейских режиссёров, входящего в десятку крупнейших мастеров, транскрибирован попаданием режиссёра в русскую среду: в окружающий быт Саратова, знакомство с  высочайшим уровнем работы наших ТЮЗовских артистов, музыкальные темы художественного руководителя муниципального театра «Балаганчикъ» Игоря Гладырева.

Фабула встроена Лангхоффом как в саму «пьесу-модель», так и в клиповый визуальный ряд, при просмотре спектакля воздействующий на подсознание. Использование в своеобразной прелюдии проекции видеоряда с образами детей прослеживается к своеобразной интерлюдии с бардовским пением и даже рэпом к финалу – очень «разомкнутому», распахнутому в вечность благодаря детской непосредственности, безмятежности. В финале мизансцена с детьми выстроена режиссёром удивительно, даже неожиданно и – удачно: девочка, играющая подобной стрекозьим крыльям телевизионной ретро-антенной, двое мальчиков, играющих в мяч…  Вошедший в анналы саратовской поэзии прошлого века стих члена литобъединения «Контрапункт» Сергея Рыженкова так и начинается: «А мальчики играют в мяч, А девочки играют в дочки. И попадают все под дождик Склоня головки и сломя…».

История Эдипа при клиповости подана удивительно деликатно – без скатыванья к натурализму. Да, на сцене играется переход человека в царство Аида. Внезапно валится на бок и умирает один из персонажей, затем по ходу пьесы хоронят детей. Подлинное искусство ( а именно такое создал для нас Лангхофф) не десакрализует миф, тему человеческого бытия. Новый спектакль деликатное отношение к теме смерти  роднит с другой постановкой ТЮЗа – «Мальчиками» Достоевского.

Декорации частью проецируют искушённое зрительское восприятие на «Пианиста» Полански. С другой стороны – в «Лолите» Набокова обыгрываются слащавые названия кафе и магазинов, а использование Лангхоффом стереотипного названия советского кинотеатра воспринимается концептуально, но не юмористично. Драма, созданная Лангхоффом, светла и поэтична. Она прекрасно воспринимается любым зрителем, но особенно – юным.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости