Четыре трагедии о любви и смерти



Название издания: САРЫТАУН.АРТ
Дата выхода: 26.11.2021
Автор(ы): Ирина Крайнова


ШЕКСПИР В ОКТЯБРЕ

Шекспир, огромный и всеобъемлющий, как море, в октябре (была премьера  - а теперь и в ноябре) в дипломном спектакле СаТИ сосредоточился на пяти-шести чувствах – Страсть, Ненависть, Зависть, Ревность, Честолюбие, Месть…

Только  этих  нескольких  эмоций  описанных с силой и глубиной гения, хватило бы с лихвой не на один спектакль. Автор инсценировки и режиссер спектакля «Шекспир. Диалоги» доцент  Олег Загуменнов не  остановился  на одной трагедии или исторической хронике - взял отдельные сцены из четырех пьес. Узнаю фирменный почерк мастерской народной артистки России Риммы Беляковой: у них и Островский  решен в подобном ключе. А теперь Шекспир в виде «диалогов» представлен на Малой сцене ТЮЗа Киселева. Каждый студент может попробовать себя в  легендарных главных персонажах, и не нужно при этом выстраивать всю труднейшую партитуру роли. Наброски, сцены, диалоги…

Художник Ольга Колесникова не загромождает пространство декорациями. Стулья с высокими готическими спинками у арьерсцены – все герои  здесь , скрытые полутьмой  от  нас лучше, чем занавесом. Злые красные огоньки  идут понизу.   И лишь кресло в полосе света перед первым рядом, где  происходит основное действие.

Считается,  если что-то  вдруг понял про героев пьесы , известной тебе назубок, то не зря пришел в театр. Удивительно, но в этой студенческой постановке, когда актеры во многом еще обозначают страсти, а не играют их, я внезапно почувствовала личную драму. И кого!.. Того, кто давно стал синонимом коварства и предательства - Яго. Молодой актер Федор Шапкарин не сделал  его записным злодеем, а показал истоки его  обиды: верный спутник генерала во всех сражениях, завоевавший   не один остров, он  никак не отмечен, полностью оттеснен на задний план «везунчиком» Кассио…

Яго не становится от нашего о нем знания ни приятней, ни ближе  –  он становится понятней. Федор очень динамичный актер, появление его за колоннами в  неожиданных позах придает  новые смыслы объяснениям  Отелло с женой. Только небольшая природная смуглота сближает  «мавра» с шекспировским героем. И неважно. Руслан Горухин убедительно играет пылко влюбленного, но крайне легковерного человека. Разве платок Дездемоны (кстати, здесь не носовой, а шейный, что  более актуально), якобы виденный у Кассио, и  тот неправдоподобный сон можно считать за  аргументы?  Что тоже осознаешь на сто сотой  версии «Отелло».

Все четыре произведения английского драматурга даны пунктиром, проходят отрывками через спектакль. Полнее всего показана линия Отелло -  величайшего ревнивца всех времен и народов. Сцена гибели  Дездемоны (Дарья Фоломеева), дана корректно (он отвернул ее от зала), но не достигает пока трагедийного накала. Возможно, за счет жены Отелло, у которой есть проблемы с жестами.

Гибкий и скользкий, как угорь, пластикой выделяется Марк Михайлов-Бренинг («Король Ричард III») Обиженный Богом горбун, Ричард  мстит природе, судьбе, всему миру за свою жалкую оболочку. Однако горб и хромота не мешают ему воплощать хитроумнейшие планы. И он ловко  отбрасывает их (интересный сценический ход), когда побеждает очередного противника. Загнанная в паутину его интриг Анна Невиль  (Александра Поликарпова) горделива, полна негодования, но немного еще скованна.

Менее удались сцены из «Макбета», роковой шекспировской  пьесы, которую  не любят театры из-за шлейфа мистических историй, за ней тянущихся.  Леди Макбет Анастасии Максимушкиной достаточно  холодна и деспотична. А вот Макбет выглядит каким-то  безвольным. Трудно поверить, что сейчас он пойдет убивать/ «Готовностью все мысли налились./ Вернемся в зал и замысел свой черный / Прикроем беззаботностью притворной»./ Молодым людям нетрудно представить себя  на месте Ревнивца, Завистника, Любовника,  но вообразить безраздельную, неутихающую жажду полноты Власти, сжигающей обеих  Макбетов, им трудновато.

В сценах из «Антония и Клеопатры»  сильна «женская» игра. Руфина Русских не только обладает счастливой сценической внешностью, она наделена скрытым , то  и дело прорывающимся  темпераментом. Внутренняя наполненность,нервность, живость – даже забываешь, что эту роль навсегда отметил   20-й век: игрой великой театральной актрисы  Юлии Борисовой и знаменитой голливудской – Элизабет Тейлор.
Сцена переходит в сцену, одна трагедия  вливается в другую, смешиваются слова и фразы, вот они уже  звучат отдельно от героев, уходя куда-то к колосникам, слышатся все дальше, все выше – Смерть, Любовь, Смерть… По полу перекатываются тела гибнущих — много тел... Удачное режиссерское решение.

Труднейший поэтический текст Шекспира студенты Беляковой и Загуменнова смогли присвоить, не «глуша нас рифмами». А кто-то уже не только обозначил, но сумел показать переживания своего героя. Глубина? Она придет с опытом. И жизненным, в том числе.

Ирина Крайнова

Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/472571.html

Назад в раздел

Новости

01.12.2022 ЗАМЕНА спектакля 3 и 4 декабря!

Уважаемые зрители, к сожалению, в эти выходные мы вынуждены заменить...


18.11.2022 Продажа билетов онлайн идет в тестовом режиме

На нашем сайте возобновлена продажа билетов на декабрь. Уже сейчас в...


01.12.2022 Старт продаж на январь 5 декабря!

Продажа билетов на январь откроется в понедельник, 5 декабря. ...


16.11.2022 Постановка Детской студии Табакова “Эмиль из Лённеберги” Степана Пектеева вошла в лонг-лист “Арлекин...

На этой неделе были подведены итоги работы Экспертного совета Россий...


Все новости