Вечное возвращение
Название издания: Саратовская областная газета Дата выхода: 16.10.0009 Автор(ы): Ольга Харитонова |
Можно было бы написать — поставил прекрасный спектакль «Вишневый сад» — если бы жизнь вокруг, которую мы не строим, а по большей части забалтываем, прямо как гаевы какие-нибудь, не породила стойкое отвращение к превосходным эпитетам. Антон Павлович нашему театральному миру больше чем отец родной, потому и обращаться с ним всякий норовит на свой лад, по собственному усмотрению, как с близким, зажившимся и поднадоевшим родственником. В широко отмечавшийся год чеховского столетия принято было вздыхать по поводу некоторой усталости от самого многоуважаемого шкафа и востребованного автора мировой сцены. И впрямь: ставили и ставят тот «Вишневый сад» все кому не лень, как будто им тут медом намазано, волочатся за Чеховым, как Фирс за Гаевым, ставят, а сами будто ворчат, что ничего нового уже вовек не выдумать, и приходится не столько честно трудиться, сколько выделываться, чтоб хоть как-то замотивировать следующую попытку побродить по этому саду расходящихся тропок и наследить в его не знающих границ пределах. Но есть, конечно, есть в историях этих бесконечных приближений случаи исключительные. Георгий Цхвирава в любви к Чехову признавался неоднократно, в том числе и на страницах нашей газеты. Убедиться в силе и глубине этого чувства от всего сердца рекомендуем каждому из вас. Режиссер вчитывается в знакомый со школы текст с той долей зрелого разумения и внутренней сосредоточенности, с таким напряженным, а не напряжным, как теперь принято говорить, вниманием и эмоциональной подвижностью, что лучшего доказательства большого и светлого чувства, пожалуй, и предоставить невозможно. Чеховские строки в его прочтении словно обретают первозданный смысл и значение и в этом качестве воздействуют на зрителя сильнее любой самой современной и неожиданной трактовки. Георгий Цхвирава с художником Эмилем Капелюшем допускают только одну «вольность»: никакого вишневого сада на сцене вы не увидите. Потому что его нет и не может быть для нас. И это правда. Всё осталось, как было сто с лишним лет назад — те же проблемы, те же проклятые вопросы, те же ситуации, те же запечатленные великим драматургом непреходящие персонажи российской жизни, те же пять пудов любви, отпущенные не по тем адресам. Вот только вишневого сада больше нет. Пространство спектакля более всего напоминает пепелище. За этот ад, за этот бред, пошли мне сад... Не пошлет. Надо учиться жить с этим горьким знанием. Не впадая в малодушные иллюзии. Передавая память об утраченном образе тем, кто, как говорил поэт, ощущает запах. Как передают артисты свое умение, поштучно, персонально, от одного к другому, от старшего к младшему. Артисты в этом спектакле Георгия Цхвиравы играют так, что по окончании остается ощущение содержательного разговора с умными и хорошими людьми, беседы, в которой не было сказано ни одного пустого слова. Если бы в реестре театрального фестиваля «Золотой Арлекин» была соответствующая запись, «Вишневый сад» мог бы со всем основанием претендовать на победу в номинации «Лучший актерский ансамбль». Слушая и слыша режиссера, сохраняя единый ритм, в основном согласный способ существования и общую, но не одинаковую интонацию, каждый актер здесь успевает рассказать о своем персонаже ровно столько, чтобы вы поняли его ближнюю боль и оценили перспективу: ощутили, как колючая зоркость Пети Трофимова (Артем Кузин), его способность видеть правду и ничего кроме, маячит жесткостью, засыхающим унылым сердцем и повелительными интонациями, которые слышатся в его финальном обращении к юной доверчивой Ане (Анна Соседова). Как очаровательная инфантильность и горделивая игривая привычка быть «ниже любви» превращает богатую и очень русскую натуру Любови Андреевны Раневской (Елена Вовненко) в обыкновенную приживалку при любящих дочерях. Как мельчит совестливую душу Ермолая Лопахина (Алексей Ротачков) этот разменянный по дачному рублю вишневый миллион, как постепенно истощает жизненные силы правильной, честной и скучной девушки Вари (Юлия Василенко) безответная к нему любовь. Как поразительно устойчиво и жизнеспособно на наших необъятных просторах то, что граничит с безумием самого разного свойства и происхождения, будь то белая глина Симеонова-Пищика (Алексей Карабанов), одиночество Шарлотты (Татьяна Чупикова) или умение пережить все свои двадцать два несчастья Епиходова (Илья Володарский). А образ вишневого сада как места, где сошлось все лучшее и самое дорогое сердцу, в спектакле ТЮЗа все же возникает. Причем совершенно отчетливо, несмотря на видимое его отсутствие. Прежде всего, на наш взгляд, благодаря Юрию Ошерову, играющему Фирса, старого лакея, хранящего устои пустеющего дома. Деятельный, смешливый, без намека на дряхлость или иные печальные приметы возраста — подумаешь, глуховат! — он выслеживает своего непослушного великовозрастного ребенка Гаева (Валерий Емельянов), все норовящего выскочить на улицу налегке в прохладный день, гоняет Дуняшу (Жанна Волошина) за нерадивость, усмехается грядущему хаму Яше (Никита Безруков) и не зная устали обогревает своим присутствием и дыханием остывающий дом. И в те минуты, когда Фирс вспоминает прошлое, прежних своих хозяев или способ, каким вишню мочили, время как будто останавливается, застывает на мгновение, и старые стены киселёвского театра обдают тебя уходящим теплом и обнимают на прощание
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости