МЕНЯЮЩЙСЯ ЧЕЛОВЕК В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ



Название издания: «Репортёр» от 23 января 2003 №11 (474)
Дата выхода: 23.01.2003
Автор(ы): Татьяна ЛИСИНА


– Вы из творческой семьи?
– Нет, ни художников, ни артистов в семье не было. У меня родители, да и все родственники – медики. Папа – дантист, мама – медицинская сестра. В Саратов попали в 1995 году, когда отец демобилизовался (он был участником Великой Отечественной войны, десантником). Родился я в городе Острове Псковской области на реке Великой, рядом с пушкинскими местами (селом Михайловским). Приехал в Саратов в 4 года. Потом всё, как у вех: рос, пошёл в школу. Как-то меня пригласили на телевидение сыграть мальчика в фантастическом телеспектакле про шпионов, где играл весь цвет тогдашнего драматического театра. С этого всё и началось. Я очень благодарен Наталье Иосифовне Сухостав – моему первому педагогу, режиссёру, вдохновителю, которая вела студию при Городском центральном дворце пионеров. Среди её учеников Олег Табаков, Владимир Конкин, Владимир Краснов (сейчас он работает во МХАТе) и другие.

– В каком возрасте вы решили стать актёром?
– Я всегда звонко читал стихи, но после окончания школу год проучился в политехническом, потом был набор в студию при ТЮЗе, и меня приняли. Но через год ушёл в армию, твёрдо решив, что потом стану актёром. Когда вернулся, оказалось, что студия за это время уже «отучилась» (это было разовое явление), когда будет следующий набор – неизвестно. И я поступил в театральное училище имени Слонова, учился у Дмитрия Александровича Лядова. (У него же курсом раньше учились Владимир Конкин и Валентина Федотова). Когда я был на втором курсе, меня пригласили на роль математика-отличника Лёвы Гайзера в «Весенних перевёртышах» Тендрякова в ТЮЗ. И с тех пор я здесь.

– Вы играли самые разнообразные роли. Какая всё-таки из них была «ближе к сердцу»?
– Наиболее памятна и любима роль Жени Огарышева в спектакле «Репетитор» по пьесе Георгия Полонского (он же автор сценария к фильмам «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Я играл в паре с Еленой Блохиной вместе с Зоей Георгиевной Спириной. Резкий переход к острохарактерной роли был в «Лавке древностей» по Диккенсу, где я играл злодея-горбуна Квилпа. Эти две работы очень многое определили в моей судьбе. И ещё одна из любимейших роль – Вельчанинов в «Вечном муже» Достоевского, где я играю в паре с Юрием Петровичем Ошеровом.

– Ваши литературные пристрастия?
– Долгое время любимым писателем был Чехов, отвечал на все мои сокровенные вопросы. Может, позже я опять к нему вернусь. Как это ни банально, любимый поэт – Пушкин, всё время обращаюсь к нему, цитирую его, живу этим. Это бездонный кладезь. Пока не могу назвать Шекспира любимым драматургом, но «прирастаю» к нему всё больше и больше. Это уровень, которого никто не достиг. Пытаешься его познать и получаешь всё новые и новые ощущения жизни. Но прежние свои работы в Шекспире считаю неудачными.

– Любимый композитор?
– Сергей Ткачёв, который пишет музыку ко всем нашим спектаклям. Увлекался джазом: Бернстайн, Гершвин. Сейчас хочется слушать классическую музыку: Чайковского, Вивальди.

– Григорий Семёнович, в прошлом театр был местом, где назывались больные точки общества. Не кажется ли вам, что сейчас он только развлекает зрителя?
– Если говорить об общей тенденции, вероятно, это так. Хотя существуют некие лаборатории и серьёзные театры, которые не только развлекают зрителя, но и пытаются воздействовать на него, говорить о каких-то общественных идеалах, причём говорить очень серьёзно. Кстати, наш театр никогда не гнался за чистым развлечением. Развлекая, поучаем, воспитываем нашего маленького зрителя, думаем о формировании личностных основ, идеалов. Хотя, бесспорно, идеалов в обществе остаётся всё меньше и меньше.

– Вы за театр «для всех» или «для интеллектуалов»?
– Это достаточно сложный вопрос. Мне кажется, что один и тот же театр может быть и театром для всех, и театром для интеллектуалов. Я думаю, что это может и должно сочетаться в одном театре, что массовый зритель должен получать своё. И в нашем театре мы заботимся об этом. Поскольку у нас юный зритель, мы считаем, что он обязательно должен пройти через свой собственный театр. Театр в жизни должен быть с детства, поэтому мы стараемся привить любовь наших маленьких зрителей к нему. И в то же время, мы иногда ставим довольно сложные вещи, такие, как мистерия по «Собору Парижской Богоматери» Гюго. Это спектакли для осведомлённого, интеллектуального и понимающего зрителя. Но я совсем не считаю, что театр должен быть только для интеллектуалов-эстетов.

– У вас театральная семья: жена (Людмила Иванникова работает в ТЮЗе), сын – актёр. Наверное, дома все разговоры только о театре?
– Раньше так и было. Да и сейчас у нас есть о чём поговорить. Но разговариваем обо всём. Ведь если ты живёшь неинтересно, то и в театре ничего не получится. Надо жить и бороться!

– Вы где-то учились режиссуре?
– Я учился у Юрия Петровича Киселёва, у Юрия Петровича Ошерова, в какой-то степени у своего педагога по Слоновскому училищу Дмитрия Александровича Лядова. Но учился только практически, а специально, в частности, теории режиссуры, – нет. Так что, по сути дела, как режиссёр – я дилетант.

– Планируете ли вы в ближайшее время продолжить работу в качестве режиссёра?
– Да, конечно. Я уже не один год работаю над материалом Вильяма Шекспира «Много шума из ничего» в оригинальном переводе Екатерины Ракитиной. Так получилось, что я успел поставить ещё один спектакль – «Похищение луковиц».

– Вы вели церемонию вручения премии победителям фестиваля «Золотой Арлекин». Выход какого актёра на сцену объявить вам было особенно приятно?
– Наверное, Игоря Боголея. Ведь в день церемонии пришло известие (пока неофициальное – номер приказа по факсу), что ему присвоили звание заслуженного актёра России. По себе знаю, как волнует получение таких званий.

– Оглянувшись назад, вы хотели бы что-то поменять в своей жизни?
– Вернуться бы туда, да с нынешними мозгами! Вот было бы здорово! Чего бы я хотел по-настоящему, так это поучиться режиссуре. Ведь это профессия со своими законами, о которых я, может быть, не очень много и знаю. Это твёрдые законы, изобретать велосипед каждый раз не хочется. Наши профессии – что актёр, что режиссёр – не из тех, которым научился один раз на всю оставшуюся жизнь, и всё. Они требуют постоянной подпитки, треножа, изучения. Меняются времена, меняются условия жизни, меняется человек. Наш сегодняшний зритель – это меняющийся человек в меняющемся мире. Всё время учишься – и с точки зрения актёрской профессии, а уж режиссёрской и тем более. Сейчас так много течений, направлений, уровней, так много разных театров – и это здорово! Например, знаменитый театр Васильева или соц-арт. Хотелось бы об этом узнать побольше. В нашем деле всё время учишься. Хотелось бы побывать в каких-то больших творческих лабораториях.

– Какие жизненные принципы вы исповедуете?
– Я никогда их не формулировал, но знаю, что всегда нужно понимать и знать правду. Говорить её самому себе, как бы горько и больно это ни было, как бы ты от этого ни страдал. Всегда доискиваться до сути, докапываться до истины, до верного ощущения действительности.

– У вас есть хобби?
– На все хобби не хватает времени – охота, рыбалка. С актёром нашего театра Ильёй Володарским всё время собираемся на открытие сезона утиной охоты в Красный Яр, но планы театра пересекаются с нашими, и мы на охоту не попадаем. Мы охотники-дилетанты, мало кого убиваем (иногда одну утку на двоих), но сам процесс охоты – подготовка ружей, снаряжения – нас очень увлекает.


Назад в раздел

Новости

23.04.2025 «Денискины рассказы» в подарок!

Разыгрываем пригласительный билет в нашем телеграм-канале


22.04.2025 Пишите «Диктант Победы» с нами!

25 апреля в театре пройдет международная акция «Диктант Победы»


19.04.2025 Посмотрите «Как важно быть серьезным» до премьеры!

Разыгрываем пригласительный билет на предпремьерный показ спектакля Игоря Яцко


11.04.2025 Дали старт «Большим гастролям»

11 апреля начались гастроли театра «Школа драматического искусства» в Саратове


Все новости