Про пингвинов, ласточек и светлячков...



Название издания: Вестник культуры
Дата выхода: 01.07.2010
Автор(ы): Ирина Крайнова


Ульрих Хуб написал остроумную историю про Ноя и его ковчег для одного немецкого издательства. Пьесу признали лучшей в Германии для детей на религиозные темы. Она стала радиоспектаклем, вышла отдельной книгой. Очаровательно смешную и наивно-мудрую притчу Хуба поставила  в Саратове  на проекте «Четвертая высота» режиссер Сигрид Стрем Реибо из Норвегии. Сигрид  заканчивает в этом году ГИТИС,  мастерскую Сергея Женовача. «Почерк учителя» угадывается в той чудной театральной среде, которую создает  его одаренная ученица. Одна-единственная ремарка автора - «появляется Ной» - дает замечательный простор для режиссерской фантазии. Этот Ной (или сам Господь Бог) моет в тазу грязный мячик-Землю, поливает из лейки, отчаявшись отмыть и оттого разгневавшись, просто кладет под душ в ванну. Все здесь «всамделишное» – лейка, вода, душ. Зритель беспокойно ерзает в кресле: что случится раньше - всемирный потоп по сюжету или по сцене, когда ванна, наконец, наполнится до краев? Но ванна лишь фон, она то и дело уезжает-приезжает, а довольный Создатель, отмыв добела наш земной шарик, снова берется за краски и кисточки.

Режиссуры в спектакле много, но она не бросается в глаза: Сигрид играет в театральность в лучшем смысле этого слова. В читке-показе  артисты гуляли по сцене с листочками, изящно их обыгрывая.Даже дрались три пингвина между собой листиками  ролей, из-за чего их битва была как бы  понарошку. Они не бросят своего соплеменника в водах потопа, если есть хоть один шанс спасти его. Протащат зайцем на ковчег, обманут, задурят, уговорят Голубку – главную надсмотрщицу над всеми «земными тварями». Только в самом конце этой увлекательной истории выяснится, что пингвинов вообще спасать не надо было: они же отличные пловцы. Уморительный, афористичный текст: смеешься, смеешься и только потом начинаешь думать. Господь, говорят, все видит, все знает, все помнит. А если в этот момент он как раз отвернулся?

Трех обаятельных пингвинов сыграли актеры Елена Краснова, Антон Логинов и Алексей Чернышев. Ворчливую, невероятно  комичную Голубку - Татьяна Чупикова. Из читки- показа, как уже не раз случалось в тюзе, «Ковчег» вырос в законченный спектакль, украсив афишу театра. Единственно жаль, что режиссер при «перестановке» удалил  Голос за сценой. «Невидимка»( в исполнении Валерия Емельянова с доброй долей юмора) энергично вмешивался в ход действия,  поучал,командовал, порой - разъяснял. Сложные моменты были понятны даже самым маленьким зрителям. Можно было оставить два варианта постановки - для разных зрительских возрастов.

Андерсеновскую «Дюймовочку» поставил  художественный руководитель театра Юрий Ошеров. Он же сделал  сценическую редакцию. Талантливый «квартет» составили ему    художник Алиса Донова, композитор Анатолий  Катц и поэт Светлана Кекова.Это не совсем та история, что знакома нам с детства. Своими глубинными смыслами   она приближается  к «взрослым» сказкам великого датчанина («Дикие лебеди», «Русалочка»). Не корона, не  золотой мешок - важнее всего на свете, чтобы рядом  с тобой  было преданное сердце, любимого и друга. Второе название спектакля - «А где же принц?». Дюймовочка (студентка Александра Карельских)с самого начала ждет прекрасного принца, не замечая трогательной влюбленности  отважного Светлячка (Андрей Коренев).  Но Ласточка  не унесет ее к прекрасным чертогам эльфов. Самая  маленькая героиня Андерсена на собственном горьком опыте постигнет истину, высказанную когда-то другим замечательным сказочником. Театр определяет ее так: «Надо ценить и любить то, что мы имеем – ведь зачастую это куда ярче, чем самые невероятные мечты».

Дюймовочка, как и в первоисточнике, встречается с парочкой противных Жаб, откровенных  примитивных. Смешными позволяет их сделать яркий комедийный талант Татьяны Чупиковой и Владимира Егорова. Юлящая перед своим кредитором Мышь и наглый   толстосум  Крот составили другой превосходный дуэт.Но они в исполнении Светланы Лаврентьевой и Алексея Карабанова не так смешны, как страшны. И нам тревожно за маленькую героиню, которая может никогда  не  выбраться из мрачных подземелий Крота. Введенный в спектакль коварный Паук (студент Алексей Крайнов) довершает галерею сказочных «монстров».

Дружба и любовь, конечно же, победят зло. У  Дюймовочки есть Светлячок и есть Ласточка, спасенная ею холодной зимой. И музыка, и песенки, звучащие в спектакле, изначально мажорны. Шутливые, порой лиричные,они  чарующе красивы.Что ж за диво: немало музыки написал замечательный музыкант и композитор Анатолий Катц  к   детским спектаклям. А Светлана  Кекова, известная своей сложной, ««высокой поэзией»,сочинила  неожиданно простые и  очень «детские» стихи». Движутся  герои  очень пластично, и в первую очередь  Ласточка (Марина Климова), благодаря хореографу  Екатерине Озджевиз. Нежная роспись занавеса с цветами в стиле модерн изящно  погружает нас в сказку - и приключенческую,  и  волшебную, и романтическую.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости