Про пингвинов, ласточек и светлячков...



Название издания: Вестник культуры
Дата выхода: 01.07.2010
Автор(ы): Ирина Крайнова


Ульрих Хуб написал остроумную историю про Ноя и его ковчег для одного немецкого издательства. Пьесу признали лучшей в Германии для детей на религиозные темы. Она стала радиоспектаклем, вышла отдельной книгой. Очаровательно смешную и наивно-мудрую притчу Хуба поставила  в Саратове  на проекте «Четвертая высота» режиссер Сигрид Стрем Реибо из Норвегии. Сигрид  заканчивает в этом году ГИТИС,  мастерскую Сергея Женовача. «Почерк учителя» угадывается в той чудной театральной среде, которую создает  его одаренная ученица. Одна-единственная ремарка автора - «появляется Ной» - дает замечательный простор для режиссерской фантазии. Этот Ной (или сам Господь Бог) моет в тазу грязный мячик-Землю, поливает из лейки, отчаявшись отмыть и оттого разгневавшись, просто кладет под душ в ванну. Все здесь «всамделишное» – лейка, вода, душ. Зритель беспокойно ерзает в кресле: что случится раньше - всемирный потоп по сюжету или по сцене, когда ванна, наконец, наполнится до краев? Но ванна лишь фон, она то и дело уезжает-приезжает, а довольный Создатель, отмыв добела наш земной шарик, снова берется за краски и кисточки.

Режиссуры в спектакле много, но она не бросается в глаза: Сигрид играет в театральность в лучшем смысле этого слова. В читке-показе  артисты гуляли по сцене с листочками, изящно их обыгрывая.Даже дрались три пингвина между собой листиками  ролей, из-за чего их битва была как бы  понарошку. Они не бросят своего соплеменника в водах потопа, если есть хоть один шанс спасти его. Протащат зайцем на ковчег, обманут, задурят, уговорят Голубку – главную надсмотрщицу над всеми «земными тварями». Только в самом конце этой увлекательной истории выяснится, что пингвинов вообще спасать не надо было: они же отличные пловцы. Уморительный, афористичный текст: смеешься, смеешься и только потом начинаешь думать. Господь, говорят, все видит, все знает, все помнит. А если в этот момент он как раз отвернулся?

Трех обаятельных пингвинов сыграли актеры Елена Краснова, Антон Логинов и Алексей Чернышев. Ворчливую, невероятно  комичную Голубку - Татьяна Чупикова. Из читки- показа, как уже не раз случалось в тюзе, «Ковчег» вырос в законченный спектакль, украсив афишу театра. Единственно жаль, что режиссер при «перестановке» удалил  Голос за сценой. «Невидимка»( в исполнении Валерия Емельянова с доброй долей юмора) энергично вмешивался в ход действия,  поучал,командовал, порой - разъяснял. Сложные моменты были понятны даже самым маленьким зрителям. Можно было оставить два варианта постановки - для разных зрительских возрастов.

Андерсеновскую «Дюймовочку» поставил  художественный руководитель театра Юрий Ошеров. Он же сделал  сценическую редакцию. Талантливый «квартет» составили ему    художник Алиса Донова, композитор Анатолий  Катц и поэт Светлана Кекова.Это не совсем та история, что знакома нам с детства. Своими глубинными смыслами   она приближается  к «взрослым» сказкам великого датчанина («Дикие лебеди», «Русалочка»). Не корона, не  золотой мешок - важнее всего на свете, чтобы рядом  с тобой  было преданное сердце, любимого и друга. Второе название спектакля - «А где же принц?». Дюймовочка (студентка Александра Карельских)с самого начала ждет прекрасного принца, не замечая трогательной влюбленности  отважного Светлячка (Андрей Коренев).  Но Ласточка  не унесет ее к прекрасным чертогам эльфов. Самая  маленькая героиня Андерсена на собственном горьком опыте постигнет истину, высказанную когда-то другим замечательным сказочником. Театр определяет ее так: «Надо ценить и любить то, что мы имеем – ведь зачастую это куда ярче, чем самые невероятные мечты».

Дюймовочка, как и в первоисточнике, встречается с парочкой противных Жаб, откровенных  примитивных. Смешными позволяет их сделать яркий комедийный талант Татьяны Чупиковой и Владимира Егорова. Юлящая перед своим кредитором Мышь и наглый   толстосум  Крот составили другой превосходный дуэт.Но они в исполнении Светланы Лаврентьевой и Алексея Карабанова не так смешны, как страшны. И нам тревожно за маленькую героиню, которая может никогда  не  выбраться из мрачных подземелий Крота. Введенный в спектакль коварный Паук (студент Алексей Крайнов) довершает галерею сказочных «монстров».

Дружба и любовь, конечно же, победят зло. У  Дюймовочки есть Светлячок и есть Ласточка, спасенная ею холодной зимой. И музыка, и песенки, звучащие в спектакле, изначально мажорны. Шутливые, порой лиричные,они  чарующе красивы.Что ж за диво: немало музыки написал замечательный музыкант и композитор Анатолий Катц  к   детским спектаклям. А Светлана  Кекова, известная своей сложной, ««высокой поэзией»,сочинила  неожиданно простые и  очень «детские» стихи». Движутся  герои  очень пластично, и в первую очередь  Ласточка (Марина Климова), благодаря хореографу  Екатерине Озджевиз. Нежная роспись занавеса с цветами в стиле модерн изящно  погружает нас в сказку - и приключенческую,  и  волшебную, и романтическую.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...


22.03.2024 Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом

Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...


Все новости