Софокл. Эдип, тиран – спектакль в стиле «break»
Название издания: Репортер Дата выхода: 26.10.2011 |
В Саратовском академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселева состоялась премьера постановки Маттиаса Лангхоффа. Известный режиссер представил саратовской публике пьесу Хайнера Мюллера «Софокл. Эдип, тиран» по тексту Гельдерлина (перевод с немецкого Алексея Шипенко). Этот грандиозный по замыслу и воплощению проект был осуществлен при поддержке посольства Франции в России и Французского института в России. На премьере спектакля присутствовали советник по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в РФ и директор Французского Института в России Уг де Шаваньяк.
В этой постановке впечатляет все. И в первую очередь — имя постановщика, живой легенды европейского театра. Театроведы называют имя Лангхоффа в десятке величайших театральных режиссеров мира. Он поставил более сотни спектаклей на самых престижных театральных площадках ГДР и ФРГ, Франции, Испании, Италии, Швейцарии и Буркина-Фасо, в России — в Александринском театре Санкт-Петербурга, Тюменском драмтеатре; руководил театром «Види-Лозанн» и «Берлинер Ансамблем», был награжден орденом Почетного Легиона. А его «Гамлет», поставленный в 2008 году во Франции, признан одним из самых удачных театральных проектов Европы.
В одном из интервью Маттиас Лангхофф сказал, что является одним из самых дорогих режиссеров, но в Саратове готов работать «за интерес». Перед тем, как согласиться на постановку в Тюзе, режиссер две недели отсматривал его спектакли, оценивая творческий и профессиональный потенциал труппы. И то, что большинство артистов работают за идею, с огромной ответственностью и самоотдачей по отношению к публике, вызвало в нем неподдельное уважение.
С «Эдипом» режиссер работает уже 27 лет, и каждый раз ищет новый путь к этому спектаклю — сюжет остается актуальным много веков, и, по словам мэтра, эту пьесу он может ставить бесконечно. В Саратове режиссеру была предоставлена полнейшая свобода творчества. На тюзовской площадке он продолжил свое почти 20-летнее сотрудничество со швейцарской художницей по костюмам Катрин Ранкль, а в качестве специалиста по музыкальному оформлению пригласил художественного руководителя театра «Балаганчикъ» Игоря Гладырева.
Полифония постановки начинается с многоголосья авторов — тут и величайший афинский трагик Софокл, и немецкий поэт-романтик Фридрих Гельдерлин, адаптировавший текст древнегреческой трагедии, и немецкий драматург и режиссер Хайнер Мюллер, создавший пьесу на основе этой адаптации. Миф об Эдипе — один из самых значимых в европейской культуре. Это трагедия о роке и свободе — свобода человека не в том, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел.
Пьеса «Эдип-тиран» написана Хайнером Мюллером, крупнейшим театральным деятелем немецкого театра после Бертольда Брехта, в 1967 году и стала одним из первых опытов драматурга по созданию «тотальной драмы» — текста, который объединяет в себе вербальные и невербальные способы воздействия на аудиторию.
На сцене — смешение стилей и эпох: герои в маргинальных одеждах, на железных воротах в царские покои пятиконечные звезды, дети Эдипа смотрят «Конька-горбунка» перед сном, грязные потеки на стенах, рапсоды, поющие как КСПшники. И при этом — терпский привкус немецкой идеи покаяния: как целая нация до сих пор кается за Гитлера, так и Эдип — герой во всех отношениях, которому неодолимый слепой рок не оставляет надежды на прощение — сам себе самый строгий и неподкупный судья.
Этот спектакль легко представить себе на сцене какого-нибудь небольшого европейского театра, куда благополучные бюргеры приходят за порцией острых ощущений причастности к тайнам Бытия, которые может открыть лишь искусство. Пришли в театр, увидели, схватились за сердце, испытали дозированное сочувствие к героям — и домой, по чистым мощеным булыжником улочкам, домой, где светло, тепло, а по телевизору показывают фильмы про животных и древнеегипетские раскопки, туда, где все стабильно и благополучно. Где на каждом шагу нет ставшего повседневным ощущения безумия.
«Софокл. Эдип, тиран» — спектакль очень театральный, где каждый сценический сантиметр наполнен символами и знаками, а актеры растворяются в извечном трагизме человеческого бытия. Если бы еще зрителям хоть чуточку оптимизма...
Назад в раздел
Новости
22.11.2023
Наш телеграм-канал - лучший по версии "ТопБЛОГ"
Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...
29.11.2023
Старт продаж и афиша на январь
4 декабря начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сай...
03.11.2023
Старт продаж и афиша на декабрь
7 ноября начинаем продажи билетов на декабрь в кассах и на сай...
05.10.2023
Продажи билетов - работа над ошибками
Уважаемые зрители! Нам очень хочется, чтобы каждый из вас попал на т...
Все новости
-
«Маугли» -
«Прощание с Матёрой» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Аленький цветочек» -
«Тропа. Бемби» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Таланты и поклонники» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» -
«Горка» -
«Эмиль из Лённеберги (детская студия) » -
«Мы — на острове Сальткрока» -
«Жаворонок, или Жанна дАрк» -
«Цветок для Ниночки» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Метод Грёнхольма» -
«Богатые невесты» -
«Наша Золушка» -
«Кентервильское привидение (детская студия)» -
«За зимою снова лето (детская студия)» -
«Алиса в стране чудес (детская студия)» -
«Фома Опискин» -
«Белая гвардия»
