«Больной» скорее жив, чем мертв



Название издания: Газета «Богатей»
Дата выхода: 08.09.2011
Автор(ы): Екатерина Богданова


Конечно, все индивидуально, но уже давно «обновки» Саратовского ТЮЗа не впечатляли и не радовали так, как премьерная постановка «Мнимого больного» по пьесе Жана Батиста Мольера, которой театр ознаменовал открытие нового сезона. Над пьесой поработал питерский режиссер Анатолий Праудин, но не один, а в творческом союзе с художником-постановщиком из Екатеринбурга Анатолием Шубиным. Очевидно, что после такого дуэта от французского классика не осталось ничего, кроме идеи. Зато получившийся «римейк» не выглядит ни безвкусно, ни бессмысленно, чем часто грешат попытки осовременить старую добрую классику. Этот спектакль смотрится на одном дыхании, а если его еще и задержать, то можно с легкостью «проглотить» два антракта при четырех часах общего сидения в зале. В данном случае оно того стоит, и очень показательно, что собравшаяся на прогон публика разбегаться не торопилась: мало кто исчез со своих кресел за время второго перерыва, а по окончании все дружно вызывали актеров на бис.

Генеральная репетиция спектакля случилась 5 сентября. Никакой подъем занавеса о том, что действие уже началось, зрителей не предупреждал. А не предупреждал потому, что напрочь отсутствовал. Пока народ отвлекался от разговоров, на сцене уже вовсю разворачивался эпиграф к предстоящей комедии: много медиков, виртуозная операция под классическую музыку. Казалось бы, опытный хирург ни в чем не уступает одаренному композитору – и тот и другой творят искусство. Однако разница, как утверждает режиссер, есть, и она огромна. Музыка врачует душу, а медицина – лишь тело, хотя и здесь власть не безгранична. Ни одной из манипуляций, от искусных до откровенно издевательских, не удается излечить пациента от тоски. А это значит, что слепо доверившийся врачам Арган (Юрий Ошеров), главный герой пьесы Мольера, заранее обречен…

В заданную драматургом тему Праудин вкладывает тонкую издевку – но не над возможностями современной медицины, а, скорее, над материальными отношениями, которые неизбежно связывают доктора и больного. Хотя подтекстов и тайных смыслов в спектакле много. Часть из них вложил в текст своей комедии сам Мольер, остальные добавились в процессе режиссерско-актерской интерпретации пьесы. «Весь пафос этого спектакля заключается в том, что человек может тратить свою жизнь, на что хочет, – считает Анатолий Праудин. – Когда люди видят, что человек тратит свою жизнь не на то, и начинают его спасать, они могут лишить его всего человеческого содержания. Надо очень чутко и бережно относиться к нему. Счастье – это когда мы знаем, на что тратим жизнь, и у нас есть ощущение, что предмет этой траты осмысленный. Но, к сожалению, наши соседи не всегда нас поддерживают в наших начинаниях, им кажется, что мы сумасшедшие люди».

Для всех, разумеется, очевидно, что Арган – больной не настоящий, а мнимый. Очевидно это, в первую очередь, для него самого. Но что страшного в том, что таким образом он пытается не только привлечь к себе внимание и повысить собственную значимость среди домочадцев, но и жить в обособленном мирке, сплошь состоящим из лекарей, ночных горшков, пилюль и промываний из клистира? Выдернуть его из этой действительности пытаются многие, и под конец спектакля им это даже удается, однако лишь чудом Арган избегает тяжелейшей душевной травмы от столкновения с реальным миром.

Анатолий Праудин принадлежит к тем режиссерам, которые не подыскивают актеров на роли в пьесе, а, наоборот, отбирают сценический материал, отталкиваясь от потенциала той труппы, которая есть. На артистов Саратовского ТЮЗа (не всех, но большинства) пьеса Мольера, что называется, «легла». И легла она, прежде всего, на исполнителя главной роли народного артиста РФ Юрия Ошерова. Его персонаж, не боящийся выглядеть нелепым, чудаковатым, даже смешным, причем, не только манерой поведения, но и внешне (особенно с подобием заячьих ушей, которые появляются на нем в финальной сцене) организует вокруг себя все сценическое пространство. О бесподобной игре известнейшего саратовского актера, по совместительству худрука ТЮЗа, не побоящегося продемонстрировать зрителям зажигательные танцы и живое исполнение рэпа, говорить вообще вряд ли стоит – а то еще покажется дурным тонон. Одно можно сказать наверняка: такого Ошерова зритель еще не видел, а посмотреть на него нужно.

На сцене герои интенсивно жуют жвачку, закуривают сигарету (правда, электронную) и не брезгуют шкаликом водки. Не известно, как бы отнесся к этому Жан Батист Мольер, но зрителей эта сторона интерпретации текста классика шокировать точно не должна – просто потому, что режиссер делает на ней минимальный акцент. Во всяком случае, никакого эпатажа за собой Праудин не признает, и он, пожалуй, прав: ни водкой, ни сигаретами современного зрителя давно не удивишь, даже если зритель этот – юный. «Что рождается в процессе репетиций, то и остается», – поясняет питерский режиссер.

Запоминающихся ролей в спектакле больше, чем запоминающихся костюмов, поэтому продолжительность сценического действа ощущения затянутости не вызывает. Наоборот, зрительское любопытство подогревается каждой новой сценой, да и финал не разочаровывает банальными слезами-объятиями в «хэппи-энде». Необыкновенно удачными получились роли служанки Туанетты в исполнении заслуженной артистки РФ, лауреата Госпремии РФ Елены Вовненко и начинающего врача Томы Диафуаруса (В. Егоров). В общем, слов нет – одни эмоции.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=2&article=7092011234440&oldnumber=587

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...


22.03.2024 Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом

Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...


Все новости