Артем Кузин, актер, режиссер: Нынешнее поколение запуталось в ориентирах



Название издания: Известия
Дата выхода: 15.02.2013
Автор(ы): Елена Маркелова


Творческая жизнь актера Саратовского академического ТЮЗа имени Ю.П.Киселева Артема Кузина лишний раз подтверждает, насколько добротна и последовательна наша театральная школа в воспитании разноплановых и талантливых личностей. Сегодня Кузин играет ведущие роли репертуара ТЮЗа, преподает в театральном институте СГК имени Л.В.Собинова и ставит спектакли на родной сцене. Поводом для нашей беседы с Артемом Евгеньевичем послужила премьера его спектакля по пьесе Мартина МакДонаха «Безрукий из Спокана». В этой дипломной работе режиссер вместе со студентами 4-го курса отделения «Актер театра и кино» (художественный руководитель — профессор Александр Галко) Саратовской консерватории предлагает зрителю ответить на многие вопросы, которые волнуют общество. Об этом и сегодняшний диалог.

— Артем, вначале хотелось бы выяснить, что для вас на сегодняшний день приоритетно в творчестве: лицедейство, режиссура или педагогика?

— Одно невозможно отделить от другого. Если быть откровенным, с режиссерской деятельностью я себя связываю в меньшей степени. То, что я сейчас делаю, это пробы. Они в какой-то степени сопровождены ошибками, но в большей — открытиями для самого себя и, хочется верить, для других.

— Эти пробы добровольны или принудительны?

— В театре к постановочной деятельности приводят сознательные творческие поиски. На факультете это входит в мои обязанности как старшего преподавателя на курсе народного артиста России Александра Галко. Первые «пробы пера» по режиссуре у меня состоялись со студентами. С ними сложно и просто. Сложно, потому что они ничего не «умеют» из-за отсутствия багажа чувственного опыта. Но, с другой стороны, к четвертому году обучения у них уже наработана школа, по максимуму заложенная в ребят мастером. Отсюда и проще с ними работать, потому что мы из одного гнезда (Артем Кузин — тоже ученик профессора Александра Галко. — Авт.). В силу того, что это студенты, в них можно заложить больше каких-то своих видений. Прелесть и в том, что никто не подозревает тебя, что ты не прав. Потому что если режиссер недостаточно мастит в театральном сообществе, первые две недели ему приходится доказывать артистам, что он состоятелен: «Господа, я сделаю с вами нечто, от чего впоследствии мы с вами получим удовольствие». Со студентами этот этап удается миновать.

— Как бы вы охарактеризовали свой постановочный почерк?

— Творчество для меня бессознательный акт, и какой-то почерк сложно вычислить. Да, как в той поговорке: «Повторяется актер — это штамп, повторяется режиссер — это почерк». Я занимаюсь творчеством, и понимаю одно: «Учу других — учусь сам». Это волшебная поговорка! Если что-то озвучиваю студентам, то затем сам этим непременно воспользуюсь на сцене. Еще для постановки я стараюсь выбрать пьесу, которая поможет рассказать о тех вещах, которые трогают в первую очередь меня лично. Когда человек приступает к постановке, он выбирает пьесу, которая поможет ему сказать то, что волнует в первую очередь его. Я в своих постановках рассказываю о том, что трогает меня лично.

— Почему, на ваш взгляд, в Саратове непопулярно взращивать режиссеров из местных выпускников?

— Я бы не назвал это непопулярным. Просто в Саратове сложилась среда, благодатная для воспитания актера. У нас нет мощной режиссерской тусовки, как в Питере, Екатеринбурге, не говоря уже о Москве. И потом, чтобы преподавать режиссуру, нужно быть дипломированным режиссером. За свою недолгую деятельность я уже успел понять, насколько это разные профессии. Если сравнить со строительством, то актер — рабочий, режиссер — архитектор, который держит в голове дом в целом. Он должен знать, что построит. И чтобы научиться видеть дом в целом, необходимо приложить колоссальные усилия. Себя я назвал бы пока всего лишь прорабом.

— По «Безрукому из Спокана» этого не скажешь.

— Возможно, мы совпали с автором. Мне кажется, что нынешнее поколение запуталось в ориентирах, и МакДонах написал пьесу именно об этом. Он «отрубил» герою руку с татуировкой «ненависть». Пьеса о том, что сегодня никто не знает, где юг, а где север. Окружающее медийное пространство очень жестко манипулирует сознанием людей. Ориентиры размыты. Также в правосудии — нет четкой сетки наказаний: украл — два года, станцевал в церкви — оштрафовали. Когда мы с ребятами только начинали репетировать «Безрукого», веселились: «Смотрите, как он интересно заворачивает». И вдруг ситуация — в начале года подросток в Америке заходит в школу и кладет 26 человек: двадцать 8-9-леток и шесть взрослых, которые пытались ему помешать. И кто мне скажет сегодня, что наше телевидение говорило об этом как о трагедии, а не как о том, что посмотрите «ПРО УЖАСЫ В ШТАТАХ»? Ребята, случилась страшная ТРАГЕДИЯ. Это 20 ДЕТЕЙ. А эту историю окончательно докручивают до медийного повода. Я не говорю сейчас, что мы такие плохие. Я думаю, что в Штатах Беслан показывали точно так же. Мне кажется, Квентин Тарантино очень точно снимает на тему: «непонятно, над чем можно смеяться, а над чем нельзя».

— В спектакле ТЮЗа «Самоубийца» некоторые зрители тоже усматривают тему «потери ориентиров», особенно в сценах со священнослужителями…

— Этот спектакль не высмеивает церковь, звучат вопросы в адрес института церкви. В нем присутствует сатира на то, как православие иногда посредством человеческого фактора превращается в некий инструмент воздействия на умы. И потом: пьеса написана в 20-х годах — в пик советской борьбы с церковью как таковой. Это часть нашей истории, нашего менталитета. «Вера есть, верить негде, товарищи» — разве эта реплика не созвучна сегодняшнему дню? В «Самоубийце» высмеивается философия обывателя, сознанием которого легко манипулировать. Меня могут предать анафеме, но больше чем уверен, что в церкви есть люди, которые относятся к ней обывательски. Так же как в театре есть не очень хорошие артисты, в больницах — не очень хорошие врачи.

— Со спекуляцией человеческим мнением вы часто сталкиваетесь?

— Постоянно. В моем доме один председатель кооператива боролся с другим председателем кооператива, и каждый приходил ко мне с просьбой подписать письмо в его защиту. Просто «Самоубийца» берет крайнюю ситуацию. Здесь всегда есть что играть. «Общественное выше личного» — от этого стремления общества подчинить личность никуда не денешься. Другое дело, что свое мнение нельзя смешивать с толпой. Зигмунд Фрейд говорил, что толпа безлика, и в толпе человек может сделать то, чего никогда не сделал бы в одиночестве». Думаю, что меньше всего этому подвержена творческая среда. Человек себя ощущает личностью, творческой единицей. Это касается художников, писателей, в какой-то степени журналистов. Хотя во всех этих профессиях есть место компромиссу.

— С кем вы бескомпромиссны?

— С самим собой. Не могу назвать себя абсолютно принципиальным человеком. Но по отношению к себе принципиален.

— Артем Евгеньевич, ваш зритель — юный, взрослый?

— С маленьким зрителем у меня тяжелые отношения. Режиссура — сложная профессия, а режиссура для детей — еще сложнее. Когда занимался новогодним представлением «В новом доме Новый год», пересмотрел много фильмов, мультфильмов, которые нравились в детстве мне. Пытался понять, чем они так цепляли? Взрослым взглядом я вижу в них много огрехов. Понимаю, что сегодня наивно выглядит убегающий «на ускоренной пленке» Электроник. Но я сделал открытие. Все эти фильмы: «Петров и Васечкин», «Кортик», «Гостья из будущего» — были сняты для взрослых и по-взрослому. Эти дети вели себя мудро, несмотря на свой детский возраст. То советское кино пыталось воспитать в ребенке взрослость, то, что лично мне было смертельно необходимо. Как сейчас помню, у меня было сознание взрослого человека в моем «маленьком» возрасте. И детские фильмы точно попадали в это дичайшее желание повзрослеть. Со мной не сюсюкали: «Артемушка, какой ты у нас хороший мальчик». Решая проблемы этих персонажей вместе с ними, я становился взрослее. Стараюсь применить это к постановкам в театре. Другое дело, что к театру должны «прилагаться» здравомыслящие детский сад и школа.

— Вы слышали мнение, что саратовский ТЮЗ стал театром для взрослых? Как относитесь к этому?

— Как к мнению. На мой взгляд, это наивные разговоры. В какой инструкции написано, когда заканчивается детство? «Ревизор», «Капитанская дочка» являются произведениями школьной программы. Да, «Самоубийца» «непрограммная» пьеса. Но школьник прочтет Михаила Булгакова, посмотрит в ТЮЗе Николая Эрдмана и поймет ту среду, в которой творили писатели 20-х годов прошлого века. Постановки нашего театра задают зрителю много вопросов, стараясь разбудить мысль. Стремление разжевать «зритель… не ошибись… — вот тебе, возьми» — это удел телевидения и плохого кино.

— Артем Евгеньевич, какими работами в ближайшем будущем постарается разбудить мысль зрителя актер и режиссер Артем Кузин?

— Как постановщик сейчас очень серьезно думаю о «Сказке о Царе Салтане» для саратовского ТЮЗа. На сцене зрители увидят меня в премьерном спектакле «Фиеста», которую в нашем театре ставит Анатолий Праудин.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости