Это только для зрителей театр начинается с вешалки



Название издания: Регион 64 № 213
Дата выхода: 21.12.2016
Автор(ы): Владимир Акишин


Директор саратовского академического ТЮЗа имени Киселева Анатолий Барсуков получил в 2016 году наивысший рейтинг в базе кадрового потенциала Министерства культуры Российской Федерации и был приглашен на V Международный Санкт-Петербургский культурный форум, который проходил в начале декабря. В работе форума принимал участие Президент РФ Владимир Путин, а так же еще два наших выдающихся земляка — Олег Табаков и Евгений Мирнов.

Анатолий Юрьевич рассказал нам о своем участии в форуме. Но начал с поездки в Австрию, где чуть раньше проходил стажировку для российских деятелей культуры «Современные методы управления и технологии обучения в сфере культуры».

-  В  Австрию на стажировку я попал по конкурсу. 21 человек представляли, соответственно, 21 регион России. Было огромное количество встреч с государственными деятелями и специалистами — руководителями Венской оперы, Музейного квартала, Венского музея музыки, театрального холдинга в городе Граце. Нам показали, какие формы работы используют австрийские учреждения культуры. Очень неожиданно они трансформируются и видоизменяются: там не стесняются от традиционной деятельности переходить к довольно смелым вариантам. Так, музеи, кроме проведения выставок, накрывают банкеты, устраивают рок-концерты и так далее. То есть у них нет страха новаторства. Задача только одна — привлечь, зацепить, охватить культурой как можно больше людей.

- Что показалось особенно интересным?

- Некоторые учреждения работают исключительно классически, например, Национальная библиотека, потому что у нее гарантированное количество читателей - ученых, всевозможных исследователей, студентов. А вот более современная публичная библиотека в Вене предлагает образовательные программы для мигрантов, которых сейчас в Австрии великое множество. Австрийцам важно, что если уж приехали эти люди в страну, то пусть как можно раньше приобщаться к культурным ценностями и традициями — музыке, литературе, театру. У каждого стола в читальном зале в свободном доступе есть наушники и воспроизводящее устройство для прослушивания любой классический музыки с качественных дисков, кино-видеотеки.

Тоже самое касается и театров. В холдинг города Граца входят и театр для молодого поколения, и крутой оперный театр, и площадки для приема современного арта, андеграунда, субкультур. Для европейцев принципиально всем оказывать внимание. Возможно самое неожиданное сочетание этих явлений, проведение совместных программ представителями разных направлений искусства в театрах, картиных галереях. Допустим, восемь инструментальных трио играют одну и туже музыку в течении вечера в самых неожиданных интерпретациях. Или, как австрийские друзья рассказали, знаменитую американскую скрипачку привозят выступить в клуб для домохозяек, где они вяжут, а исполнительница неожиданно встает и начинает играть, потом еще происходит общение между ними... Это очень интересный опыт. Жаль, что многое пока невозможно перенести на российскую почву.

- Но разве форум в Санкт-Петербурге не поднимал вопросы о более свободной и разнообразной деятельности учреждений культуры в России как раз для привлечения внимания населения? Кстати, на фоне довольно тревожных случаев запрещения спектаклей, концертов. Казалось бы, мы все это уже пережили...

- Да, но Президент Путин в общении на форуме за круглым столом с нашим земляком Евгением Мироновым заявил свою позицию по этой ситуации: надо рассматривать конкретные факты, кто запретил, почему. Не должно быть двоякого проявления: как можно меньше громких провокаций со стороны культуры в нарушение правил общественной морали и так далее, но, с другой стороны, должно быть четкое понимание государством, что культура имеет определенную свободу творчества, свободу выражения.

На все это влияет ситуации с кадрами в культуре. Кто должен сегодня руководить учреждением культуры? Должен ли это быть юрист, экономист, менеджер или человек от искусства? В общем-то, он должен быть универсалом, потому что сфера культуры в современных экономических условиях особенно сложно живет. Невозможно руководителю обойтись только высокими помыслами. Нужно знать, где денег взять на новую постановку, как заработать на текущий ремонт, поездку коллектива на фестиваль и так далее. Надо совершенствовать знания и навыки, как это было в Австрии. Но это должно быть системно. В России немало своего опыта и достижений.

Нам не хватает и той практики, которая есть в Австрии, когда между муниципалитетом и учреждением культуры есть единый договор на пять лет, который включает абсолютно все параметры в части услуг, обязательств сторон, творческих задач, в том числе финансирование. В случае нарушения договора муниципалитетом, руководитель уходит со своего места. Ведь он не в состоянии гарантировать достижение наилучшего результата. Так что ответственность должна быть взаимной. В России иначе, хотя государство сделало первый шаг к тому, чтобы финансирование театров зависело не от сферы расходов, а формировалось за достигнутый результат.

Евгений Миронов еще поднял вопрос о состоянии движения ТЮЗов в России в части финансирования. На них ложится большая воспитательная, социальная нагрузка, как на театры для всей семьи, нагрузка по обслуживанию зрителей, ведь мы работаем в две смены - утром и вечером, даем спектакли каждый день. Фестивалей для драмтеатров гораздо больше, чем для детских, а это важно для творческого развития. На эту реплику Президент отреагировал — дал поручение всесторонне рассмотреть вопрос. Правда, напомню, эти проблемы ТЮЗов я уже озвучивал на прямой линии с Владимиром Владимировичем еще в 2013 году.

- Это, как любят говорить, проблемы системного характера, а что ждет юных зрителей в новогодние праздники в ТЮЗе Киселева?

-Традиционно творческий тандем драматурга Марии Соловьевой и актера, режиссера Артема Кузина вместе с коллективом театра поставили замечательный умный спектакль «Черная курица, или Подземные жители» по литературной сказке Антония Погорельского, ей будет предшествовать увлекательная интермедия у новогодней елки в фойе. Специальные показы для Губернаторской ёлки состоятся утром и днём 28, 29 декабря 2016 года и 2 января 2017 года. Это большая ответственность — принимать у себя детей со всей области. Для многих из них это будет первое знакомство с настоящим театром.

Все желающие саратовцы смогут попасть на новогоднюю программу в ТЮЗ с 25 декабря по 06 января.

Не могу не сказать несколько слов о нашей недавней премьере — спектакле по произведениям Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь». Его поставил главный режиссер Красноярского ТЮЗа, обладатель двух «Золотых масок» Роман Феодори и уникальная команда специалистов. Я давно хотел, чтобы у нас был такой спектакль-феерия, в новой стилистике, интерактивный, способный разбудить фантазию ребенка, захватить воображение, увлечь. Да и взрослым есть чему удивляться. Принято на Рождество пересматривать экранизацию «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а мы приглашаем 12 января на «Майскую ночь». Дух захватит от увиденного.

Источник: https://sarnovosti.ru/gazeta.php?ID=59706



Назад в раздел