И никаких Дуремаров!
Название издания: Саратовская областная газета Дата выхода: 22.05.2014 Автор(ы): Владимир Акишин |
Так кто же они – Буратино и Пиноккио – братья, выструганные из одного бревна, или соперники? Надо разобраться.
Как бы сказал Буратино, расчудесный, имеющий большую историю спектакль «Золотой ключик» хорошо знаком нескольким поколениям зрителей ТЮЗа. Он был поставлен Юрием Петровичем Киселевым в 1971 году очень смело с оригинальной музыкой, восстановлен в 1999‑м. И вот в 2014 году из Италии приезжает Паоло Эмилио Ланди, известный режиссер, и переносит на сцену сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио», которую когда-то на свой манер пересказал писатель Алексей Толстой. Истории обеих деревянных кукол схожи, но спектакли совершенно разные. Сравнивать классику ТЮЗа и новое произведение не имеет смысла. Немного о премьере.
Ланди ставит уже шестой спектакль на сцене ТЮЗа, он хорошо понимает природу интереса зрителей к этому театру, которая строится на особом взаимном доверии сцены и зала, выработанном почти за сто лет. Работая больше для взрослых, мастер рискнул обратиться к детской аудитории. Предложил спектакль-игру. Причем детей синьор Ланди берет в оборот с первой минуты представления. Сказка тем интереснее воспринимается ребенком, тем необычнее обстоятельства, в которых она рассказывается. Вот ходят рабочие, ремонтируют что-то на сцене. И вдруг, устав от трудных своих занятий, начинают дурачиться и показывать сказку про выструганного из бревна человечка.
Дети хороши тем, что в отличие от взрослых любую условность принимают за реальность. Сказка на наших глазах материализуется из каких-то палочек, веревочек, кистей, обрывков целлофановой пленки, ведер из-под краски. Малыши ошеломлены, их всем залом записывают в артисты: предлагают изобразить лес, море, чаек. Пиноккио (чудесная работа артистки Ирины Протасовой) бегает вдоль рядов и здоровается с малышами как со старыми друзьями. Отчего особенно хочется ему сопереживать, участвовать в его судьбе. Потому так шумно, эмоционально они реагируют на все перипетии спектакля.
Ланди говорит: тихо в зале быть не должно. Чем больше шума, тем активнее взаимодействие со сценой, тем понятнее актерам, волнует ли их игра зрителей.
В спектакле все идет кувырком – Алексей Чернышев играет практически одномоментно Сверчка, Кукловода, Школьника, зловещего Возницу, Четвертую часть кита, старого веселого Молочника и Добрую фею; заслуженный артист РФ Валерий Емельянов – это и папа Пиноккио – Джепетто, и Булочница, Белый Голубь, Осел и еще одна Четверть кита. Елена Краснова – Очень занудный сосед, Кот, Грабитель, Жена моряка, Добросердечная рыба, и, конечно, Четверть кита и Половина коровы. Артем Кузин выдает образы Дамы на балконе, Лиса, Грабителя, Двери и, уф, еще четвертинки кита. В среднем каждый артист играет 12–14 ролей. Перечисляем некоторые из них только для того, чтобы было понятно: этот спектакль – игра (не в смысле работа) и для артистов.
Кстати, отдуваться приходится и взрослым зрителям. В спектакле есть одна сцена, где требуется недюжинная физическая сила, из зала выходят волонтеры и (о, ужас!) превращаются в осликов, жующих настоящую морковку. На премьере жребий быть осликом достался директору цирка имени братьев Никитиных – Ивану Кузьмину. С ролью Иван Георгиевич справился блестяще, даже реквизит – морковку – не вернул, дожевал до конца. И тут же получил приглашение от Алексея Чернышева поработать в ТЮЗе, где всегда нужны клоуны. Это уже вышла полная импровизация.
И все же Пиноккио – это не карикатура на Буратино, а очень своеобразный герой. Он всеми силами стремится стать настоящим мальчиком. Переживает всю гамму чувств, свойственных детям: обиду, радость и восторг, удивление и даже самое страшное – ужас от исчезновения папы Джепетто. Главное испытание – в чреве Кита, спасение тонущего в океане Джепетто и превращает деревянную куклу в мальчика из плоти и крови.
Конечно, этот спектакль не так прост. Паоло Эмилио Ланди и вся его международная постановочная группа – художник-постановщик Санти Миньеко, его ассистент Сильвия Тальяферри (Италия), художник по свету Гидал Шугаев (Санкт-Петербург), пластика Алексей Кривега (Саратов) – тонко и ненавязчиво настраивают программу взаимодействия взрослых и детей в семье. Старый прием через сказку представить ребенку окружающий мир во всем его многоцветье срабатывает.
Да, упущение, что у Карло Коллоди нет Дуремара, наверное, самого мерзкого персонажа детских книжек. Если соскучимся по ловцу пиявок, отправимся на спектакль «Золотой ключик», где он бродит со своим сачком.
Владимир АКИШИН
Назад в раздел
Новости
04.06.2025
ТЮЗ – в числе призеров конкурса «Пресс-служба
– 2024»
30 мая ТЮЗ получил 2 награды на XVII ежегодном профессиональном конкурсе в Москве
Все новости
-
«Маугли» -
«Маленькие трагедии» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Как важно быть серьезным» -
«Огниво» -
«Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» -
«Обыкновенное чудо» -
«Без ума от горя» -
«Волшебник Изумрудного города» -
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» -
«Приключения Фунтика» -
«Аленький цветочек» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Прощание с Матёрой» -
«Горка» -
«Жаворонок, или Жанна д'Арк» -
«Цветок для Ниночки» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Богатые невесты» -
«За зимою снова лето» -
«Алиса в Стране чудес» -
«Фома Опискин» -
«Белая гвардия» -
«Двенадцать стульев» -
«Черная курица, или Подземные жители» -
«Майская ночь» -
«Пиковая дама» -
«Банка сахара» -
«Принц и нищий» -
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» -
«Конек-горбунок» -
«Золотой ключик»