Кукла с горячим сердцем



Название издания: Блог журналиста И.Крайновой
Дата выхода: 13.10.2014
Автор(ы): Ирина Крайнова


Папа  сшил  больной девочке куклу, панду, беби , другие игрушки. А потом   взял да и  пришил к груди куклы Реггеди Энн алое сердце. И она перестала быть куклой.

Множество  других чудес происходит на Большой сцене ТЮЗа Киселева в новом спектакле по  Уильяму Гибсону «Тряпичная кукла» (режиссер Юрий Ошеров). Кровать девочки с помощью простыни ,веревок и штурвала  становится  корабликом, летящим по волнам. Когда опасности возрастут, маленькие сказочные герои поднимут его прямо к небесам (здесь - к колосникам театра). Горячо любимая Мама (Жанна Волошина) превращается в страшную ведьму без лица,   веселый щенок Красный клык – в ощерившегося Волка (Евгений Сафонов). Все - как в самом дурном сне…

Девочка Марселла (Анна Соседова)  атакована  самыми опасными болезнями,  и врачи махнули на нее рукой. «Гланды… позвоночник…воспаление мозга»,- с удовольствием перечисляют эскулапы в масках названия , исполняя ритуальную пляску  с градусниками. Троица лекарей сильно смахивает на шарлатанов из сказки «Золотой ключик»( с ее незабываемыми афоризмами типа  «Пациент, скорее, мертв, чем жив» ; «Пациент скорее жив, чем мертв»). Вторичными  смотрятся и  некоторые персонажи-куклы: Энди, брат-хулиган тряпичной Энн (Андрей Коренев)– будто Буратино (Пиноккио, точнее) только в колпачке  кисточкой вверх. Сама Энн рыжими задорными косичками и разными чулками напоминает Пеппи Длинный чулок. Ассоциации тут слишком на поверхности.

Нехитра, в общем-то, и сама история. О больных девочках, исцеленных сказочным образом, после   всех препятствий, опасных приключений, борьбы со злыми силами (в данном случае - с Генералом У), писано  немало.Генерал Ужас в исполнении Алексея Чернышева подозрительно вежлив и вкрадчив, этакий тиран-сумасброд. Вездесущ –  встретишь его  в море и в небе, в дремучем лесу и на тайном производстве. Генерал  владеет «кольцом всевластья» этой сказочной истории. Лишь похитив  кольцо, герои могут справиться с  могучим врагом.

Как  и  велит жанр несильно страшной сказки, они легко  это проделывают, усыпив негодяя и его подручных колыбельной песенкой. Трудное путешествие заканчивается  возвращением домой и счастливым пробуждением героини. Алое тряпичное сердце теперь крепко-накрепко пришито к платью Марселлы и она совсем-совсем здорова! Избавлены от злого колдовства  и ее прекрасная золотоволосая мама , и добрый песик, любимая канарейка  и с нежным голосом (Евгения Кутенева). Что еще остается героям, как не петь песенки, весело и задорно?

Здесь много песен с хорошими, умными словами (что не всегда бывает в детских постановках),  в красивой, выразительной мелодике. Что не диво: песни эти- ретроспекции  давнишних тюзовских спектаклей, когда музыку к ним писали превосходные саратовские композиторы Сергей Ткачев и Анатолий Катц. Тексты  адаптированы уже сейчас нашим талантливым драматургом Анастасией Колесниковой.

Поют  хорошо все, особенно - голосистая кукла (Ирина Протасова). Отлично двигаются (а пластике в Саратовском театральном  институте учить  умеют!), дружно сосуществуют в сказочной среде. Художник Михаил Гаврюшов преобразует Большую  сцену ТЮЗа в маленький театрик и кораблик одновременно. Раздвинут и картинно откинут боковой занавес, задний план весь  как слегка обвисший широкий   парус.  Минимализм близок этому мастеру художественного оформления. Ажурная металлическая кровать  тут своего рода центр мироздания, меняющиеся картины мира появляются  на заднем экране. Видеохудожник Андрей Лапшин погружает маленького зрителя  то в языки пламени горящей лихорадкой девочки, то в вечный холод звездных высей, то в мрачные тартары генерала У. Но Земля все  еще вертится, «хотя ей и  странно самой», солнышко по-прежнему всходит днем,  луна –ночью, и маленьким девочкам надо на ней  жить,  жить долго. Поэтому последняя картинка на экране снова мажорная.

Пьеса «Тряпичная кукла» написана по очень грустному поводу - памяти американской девочки Марселлы, у которой не было «кольца всевластья». Она нашла на чердаке  старую тряпичную куклу – с ней когда-то играла мама - сшила ей новое платье и попросила папу ( автора детских комиксов Джона Бартона Грюэля), нарисовать ей новое лицо. Так на свет явилась  Рэггеди Энн, Тряпичная Энн. Вскоре маленькая Марселла заболела, спасти ее не удалось. Папа дочери  издает сочиненные им  для дочери истории. А издательство налаживает еще выпуск кукол Рэггеди Энн, их до сих пор очень  любят американские дети.

Гибсон - автор и другой, более известной у нас пьесы о больной девочке. Спектакль «Сотворившая чудо», тоже в постановке Юрия Петровича Ошерова, долго шел на нашей сцене, заставляя сжиматься сердца от сочувствия к обделенному  тремя самыми главными чувствами ребенку, поражая мужественным  терпением воспитательницы, превращавшей озлобленного слепо-глухо-немого ребенка в полноценного члена общества. С той девочкой  чудо произошло, она осталась жить,  реальная же Марселла погибла. Свет печали лежал на этой  пьесе Гибсона, завернутой, как  в фантик, в яркую сказочную упаковку.
Мы увидели сейчас более облегченный ее вариант–нарядно-развлекательный. Просто некому  уже  передавать глубокие недетские переживания ребят, зверят, ребячих игрушек. Так уже не ставятся и не играются  сказки. Прошло время великих травести ТЮЗа – Лаврентьевой, Пантелеевой, Щербаковой, Цихан, Шишкиной, Блохиной. Иные нынче  времена  за окном,  иные нравы. Индустрия развлечений с ее весельем  во что бы то  ни стало  лидирует во всем. И явление сие повсеместное. Коснулось ее дыхание и театров нашего детства -  таких тонких, глубоких, психологичных. Клиповое сознание битву за умы и души  детей начинает и выигрывает.

Героиня  Анны Соседовой изначально  настроена на смерть, и  она  берет для этого только одну краску – черную. А как меняется ее мироощущение в   ночном путешествии…  нам не дано ощутить. Оно передано довольно поверхностно. Кукла в исполнении Ирины Протасовой, как водится у этой актрисы, несет сильное позитивное начало,  ровно внимателен и предупредителен с  больной дочкой Папа Алексея Ротачкова.

Новый спектакль, чрезвычайно изобретательный технически, красивый пластически, занимательный сюжетно (этого у нынешних не отнимешь!), конечно же, детской аудитории полюбится...А все же  хорошо, что у нас была в свое время культовая «Колбаска боцман и другие», что  мои дети застали еще Маленькую Бабу Ягу- Светлану Лаврентьеву, Пеппи  – Елену Блохину, Маленького принца – Нину Пантелееву.


Назад в раздел