ШЕСТЬ ГЛАВ О ЛЮБВИ, ИЛИ СЕРИАЛ «ИЛЬЯ ВОЛОДАРСКИЙ», ПЕРЕМОТКА ВОЗМОЖНА



Дата выхода: 02.07.2018
Автор(ы): Светлана Деметьева



1. ОБ ОТЦЕ И ДРУГЕ


В тот год Илье Володарскому казалось, что он навсегда разлюбил лето. Лето, которое олицетворяло для него жизнь, радость, собственный день рождения, а значит круг самых любимых людей вокруг себя.

Лето всегда даровало ему радость. Он снимал дачу для своей семьи. Радовался, вывозя домашних к солнышку и на природу. Он- летний знак по гороскопу-обожал лето. И лето обобрало его нещадно и люто - папа и лучший друг, самый заветный и достойный друг, который только может быть у мужчины, умерли в один и тот же день.

Он долго не мог понять, как выжил в тот день. Сначала ушёл Григорий Семёнович - тончайший артист, умница, красавец. Тот, кто угасал долго, люто и тяжело. Тот, кого так хотелось отбить от неминуемого ухода, но не получилось. Илья Володарский позвонил другу, но телефон оказался отключён. Позже выяснилось, что он вышел на связь в едва ли не в самую трагическую минуту - во время физического ухода Григоря Семёновича с бренной земли. Плюс минус несколько минут.

Весь театр знал: Цинман тяжко болен. Что шансов -при этой лютой болезни- совсем мало. Отбить его у смерти надеялись самые близкие и любимые. Илья Володарский тоже надеялся. Потому что дружба есть духовное родство.

В обществе Цинмана он всегда расцветал. С Григорием Семёновичем невозможно было соскучиться, впасть в уныние, погрузиться в грусть-печаль. Илья Володарский всегда любил весёлых и умных людей…Таким был папа, таким был Цинман. И сам он был именно таким.

Тот день обобрал его подчистую, снял с души такие слои и погрузил в такие бездны, о которых он, если честно, и не подозревал. Всё, что он раньше знал о боли раньше, оказалось игрушками. С уходом двух близких душ ему открылось, что такое тоска и невосполнимость утраты.

Время остановилось. Личные Помпеи - вот что он пережил в тот день. Сначала обожгло лавой трагического известия, потом засыпало пеплом скорби.
Отец умер скоропостижно. Друг - прогнозируемо, но всё равно внезапно, потому что к смерти невозможно подготовиться. Смерть всегда подкрадывается внезапно - как извержение вулкана. Вот что он вынес из опыта этих потерь.

2. О ЖЕНЕ И ДОРИАНО

…В детстве Илья Володарский хотел стать клоуном. По старинному- ковёрным. Истинный клоун-всегда философ и артист. Его слёзы могут видеть только Господь Бог и пустая сцена. Отец перенаправил его детскую мечту в актёрство. Драматический актёр тоже немного клоун.

Ковёрные не плачут при свидетелях, а актёрские слёзы тоже мало кому видны. Слёзы способны превратиться в вопрос и этот вопрос мучал его непрестанно - почему судьбе было угодно забрать их сразу в один день-отца и лучшего друга?! «Просто Всевышнему потребовались два весёлых еврея». Так сказала его жена. Ей дано находить единственно точные слова. Никогда нельзя сказать, за что ты влюбляешься в женщину, но он влюбился в неё и из за этого. В её обществе изменялся сам воздух в комнате. Он словно родился заново в тот день, когда началась их любовь.

Грех жаловаться - Илью Володарского всегда любили прекрасные и умные женщины. И он любил их. А потом, в мире прекрасных женщин встретил её, Надежду Голубеву, мать своей будущей дочери. И у них сразу всё так закрутилось-завертелось! Из за собственного жгучего, сумасшедшего, сладкого романа ему оказалось легче и комфортнее понять характер своего любимейшего персонажа Доменико Сориано-женолюба и плейбоя из «Брака по-итальянски», спектакля, поставленного по культовой пьесе «Филумена Мартурано».

Паоло Ланди, итальянский режиссёр и волшебник сделал ему, тридцатитрёхлетнему актёру царский подарок. Подарил роль на вырост. Роль, в которой он купался в эмоциях, в пылкости чувств, в мальчишеской бесшабашности…зрелого мужчины.

Вместе с этой ролью он словно попадал во временной портал - не без азарта придумывал не только собственного персонажа, но и самого себя… в пятьдесят лет. А будет ли он так же строен, так же задирист, так же щедр в дружбе, так же открыт чувствам, так же притягателен для женщин через полтора десятка лет?

«Брак по-итальянски» неизменно собирал полные залы, и они с Леночкой Вовненко- Филуменой Мартурано- раз за разом разыгрывали перед зрителями неумирающую историю чувств, сладко-горький роман размером в жизнь.

Спектакль-как сладкое красное вино, будоражащий, опьяняющий, с благородным, долгим, терпким послевкусием.

Спектакль о любви и страсти, на который ходили семьями - дабы показать подрастающим детям и отрокам странные и пленительные лики любви и узы страсти.

Спектакль, запросивший с исполнителей главных ролей умения не просто восхитительно танцевать и смеяться сквозь слёзы, и красиво лгать и жестоко флиртовать убедительно рвать сердца сценической правдой.

Итальянская трагикомедия, в равной степени близкая интеллектуалам и школьникам, однолюбам и Дон Жуанам.

Сыграть Доменико Сорианао? Да ещё и у известного итальянского режиссёра?! Сыграть того, кого на киноэкране воплотил невероятный актёр и просто красавец Мастрояни?! Согласитесь- надо быть чуточку с приветом, чтобы принять такое предложение. И надо быть окончательно с приветом, чтобы отклонить подобный шанс.

Не думать о Мастрояни-играть своего, только своего Доменико. Играть итальянца. И еврея, конечно. И чуточку француза. И немного русского. Доменико принадлежит всему миру и играть требовалось национальное и вненациональное одновременно. Отталкиваясь от национального, подниматься к общечеловеческому.

Илья Володарский безупречно, безошибочно почувствовал, считал пластику своего героя. За его лёгкостью таился бешеный и никому не видимый тренаж. Доменико Сориано не только сыгран- он пропет его телом. Чего стоил один только его танцевальный выход с Юрием Ошеровым! Зал хохотал до слёз, зал буквально лежал от этого каскада эмоций!

Мягкость и жестокость, хитроумие, манкость, сексапильность, ревность-светский лев, непоседа, грабитель женских сердец и мот эмоций-сколь красноречиво звучит в этом спектакле каждый его жест!

Любой уважающий себя актёр мечтает о своей звёздной роли, роли-осмыслении, роли-стихии, роли-счастье. В его судьбе такая роль состоялась. И он, кажется, понял кое-что очень значимое и важное про театр.

3. О КОЛЛЕГАХ И ТАЙНАХ СЕРДЦА

Лицедейство есть смесь стихийной интуиции и жёсткой логики , легкомысленности и эрудиции. Лицедейство-дар одухотворять даже самое бытовое , приземлённое, подчас грубое. Вот бы знать точно - чувства или знания переводят человека из мира реального в мир ирреальный?!

О, сколько раз они философствовали, дискутировали, бились на эту тему с Цинманом-и вдвоём, и во время режиссёрско-актёрских мастерских. Он, Илья Володарский обожал подобные беседы и дорожил ими.

Цинман неоднократно высказывал мысль, что почти все актёры хотя бы чуть-чуть гейши. Актёрство -жестокая, зависимая, несвободная, чувственная, построенная на режиссёрской кабале профессия. Актёрство несёт элемент гейшества, только вот людям-актёрам, впрягшимся в эту работу, очень важно не стать гейшами в миру - это было темой тем в их актёрском кругу. Кабала труда до седьмого пота и магическая каббала-вот она, личная формула театра от Володарского.

Театр как магия сердцебиения и пота- трудового и любовного-вот что такое, как мне кажется, театр в глубинном понимании Ильи Володарского.

А ещё Илья понял одну странную вещь-такая зависимая профессия, как актёр чрезвычайно милосердна и благорасположена к самым свободным , не послушным и хулиганистым людям. И он всегда ценил их, самых свободных из ТЮЗовской труппы, даже когда спорил, а то и конфликтовал с ними…

Он уважал аналитику и вдумчивость Кузина, симпатизировал феерии Шаниной, ему представлялась интересной красивая интеллектуальность Лукиной, импонировала детская бесшабашность Чернышёва и вечный настрой на работу у Лапшина. Ему нравилось пробовать себя во многих режисссёрских работах. В последнее время - в режиссёрских постановках Алексея Логачёва, о которых он говорил с азартом и интересом, чем-то восторгаясь, с чем-то не соглашаясь.… К слову сказать несколько логачёвских спектаклей оказались после смерти Володарского приостановлены-замену Илье не нашли в чудесном «Короле-олене», а в «Милом Сашеньке»- роль Адуева взялся исполнять сам режиссёр.

Как это ни странно, а может быть и закономерно, но потеряв очень близких людей, немного отдышавшись и опомнившись после кромешности утраты, Илья Володарский научился- даже острее, чем в бытность отца и близкого друга, чувствовать радость. Радость повседневности. Он стал чувствовать, воспринимать, накапливать и отдавать радость много пронзительнее, чем в их бытность. Получается, что скорбь открывает дверь в мир счастья и помогает осмыслить-вот он ты, мужчина и актёр Илья Володарский. И кто ты есть на этой земле? И зачем ты есть на этой земле? И что достойного ты сделал, кого сделал счастливее, гармоничнее. Кому теплее в этом мире от того, что ты сам живёшь в этой Вселеннной?

С некоторым изумлением и почти оторопью он вдруг начал осваивать искусство быть востребованным не только на сцене-в повседневности.…Потому что жизнь так быстротечна и в стремительной быстротечности жизни надо успеть стать не только хорошим актёром, но и достойным мужем и отцом, коллегой, собеседником, сотрапезником, прохожим. Просто человеком.

Он стал пристальнее присматриваться к самому себе, к качеству мыслей, производимых лично им на свет. Он всерьёз задумался о том, что волновало Достоевского. Великие истины рождаются от великого сердца. Эта мысль не давала Володарскому в последнее время покоя!

Надо развивать сердце, прежде всего сердце!

4. О ВЕЩЕСТВЕ РАДОСТИ

Смерть очень близких словно встряхнула его за шиворот, швырнула на землю, а затеи подняла и повернула лицом к жизни. И словно сказала: смотри и наслаждайся! Вот я, жизнь, во всём её разнообразии, во всех красках. Вот люди, с которыми славно вместе завтракать, ужинать и одинаково насладительно говорить о вечном и пустяках.

Когда он прощался с Гришей Цинманом и с отцом, его поразили счастливые улыбки на их устах. Наверное, надо быть и впрямь угодными Всевышнему, чтобы уходить в Вечность с улыбкой …

«Господу потребовались два весёлых еврея»…Господи, но почему это произошло так рано?! И ведь здесь на земле они тоже очень требовались-своим родичам-друзьям, своему театру. Он был уверен: после кончины Цинмана из любимого ТЮЗа ускользнуло что-то важнейшее и светлое, чувственное, аристократическое… Театр лишился сильнейшей энергетики красивого человека с белой прядью среди тёмных волос.

Театр всегда энергетика. И жизнь тоже энергетика. А любовь это воспроизведение энергетики. Любовь это когда вся твоя жизнь, со всеми её плюсами и минусами, достоинствами и недостатками, становится подарком другому человеку. Его любимейший персонаж Доменико Сориано не умел быть подарком, потому как сам лишь очаровательно-эгоистично лишь собирал энергетику любви. А он, актёр, ожививший столь яркого персонажа, он, вдохнувший в него на сцене жизнь, всё больше стремился быть таким подарком для самых ближних.

Смерть дорогих людней научила Илью Володарского с новой, яркой силой любить жизнь и театр - как модель и как зеркало, как отражение и как величайшую иллюзию жизни. Впрочем, иллюзию ли? Может быть, иллюзия это наш быт, наша суетность, наши побеги за хлебом насущным, за утверждением своего « я» в этой жизни, а театр это правда?

5. ОБ ИСКРЕННОСТИ

Театр юного зрителя…Кем только он не становился на его сцене- Александром Лобовым в «Вечном муже», Лансом в «Двух веронцах», Джеймсом в «Сотворившей чудо»-волшебном спектакле, покорившем театральную Варшаву в 1996-м году.

В особой копилке памяти работа с Цинманом: две истории-«Очень простая» и «Вестсайдская», и «Много шума из ничего»-счастье работать, сотрудничать с этим театральным магом.

Лично мне очень дорога его трагическая роль в восхитительной «Гальере», спектаклю по роману Маркеса «Полковнику никто не пишет»-Володарский создал в спектакле очень живой образ. Не самая большая по объёму роль, а сколько мыслей и чувств она пробуждает!

Весь объёмнейший репертуар Ильи Володарского сложился, сформировался из раздумий и встреч-с режиссёрами и книгами, с коллегами, с цинмановским блокнотом, со своей сосредоточенностью на ролях…

В нём, классном актёре было не обнаружить фальшивого актёрствования на бытовом уровне-черта поистине больших артистов. Он никогда не стенал, картинно закатывая глаза: Я так энергетически истощился, издержался…Я так работал, весь на пределе своих возможностей, так работал…»
В его стиле было бросить куда как менее эстетскую фразу: «В мыле весь. Упахался. Семь потов сошло».

Ему трудно давался театр - не потому что не хватало таланта, а потому что тратил себя безоглядно и работал не экономно, а по полной.

Как-то постепенно всё начало налаживаться. Принял предложение стать заместителем директора театра, оставаясь при этом одним из самых занятых в репертуаре актёров. Актёр, освоивший администраторство - испытание это для актёрской игры или подарок? Пожалуй, он не задумывался над этой загадкой - просто жил и с каждым днём стремился быть востребованным не только на сцене-в повседневности…

В сущности, с переходом на новую должность в ритме и в самой сути его жизни практически ничего не изменилось. Как жил в театре с утра до вечера-так и продолжал жить.

Административная, статусная работа не сделала его суше или надменнее. Или кичливее. Он всегда здоровался первым и уж точно не делал вид, что не замечает кивнувших ему-а такие метаморфозы со вкусившими власти порой случаются.… Занимаясь организацией крупных театральных проектов Илья отнюдь не гнушался малых и скромных ролей-во время репетиций «Приключения Солнышкина» работал ассистентом у своего студенческого друга Сергея Пускепалиса, талантом и человеческим обаянием которого он всегда восхищался.

Последней большой ролью стала ролью стала роль Петра Адуева в «Милом Сашеньке»-в ТЮЗе по разному трактовали его персонажа самые разные люди, но «сходить на Володарского» рекомендовали практически все. Потому как очень интересно. Я не успела посмотреть его в этой роли, о чём каюсь.

6. О ТАЙНАХ И ПАМЯТИ

Никто не ведает о своём смертном часе. Разве мог он, молодой мужчина, только недавно достигший возраста своего любимого персонажа Доменико Сориано предположить, что у него осталось совсем мало времени на земле?! Чуть более полувека-вот и весь его земной срок. Скончался скоропостижно-как и отец. Ушёл и унёс с собой навсегда из любимого ТЮЗа толику энергетики- как и подобает неординарному актёру.

Вот уже год, как он в объятьях любимых людей, умерших раньше его.

Отец и друг встретили его в дверях иного измерения.

Вот уже год, как он знает о мире и Боге что-то такое, что неведомо нам, живущим.

В уходе человека всегда есть загадка, которую живущим не разрешить.

Где Вы, Илья Володарский с Вашим хитроумным прищуром карих глаз?
Где вы, мужчина, с улыбкой, порхающей с ваших губ, как птица?
Где Вы, такой элегантный человек на день Победы, с георгиевской ленточкой в петлице, чтящий Отечество и дорожащий его военной славой?
Где Вы, отец, обожающий свою дочку, и из какой дали Вы подсматриваете теперь за ней и помогаете ей и всей своей, осиротевшей без вас семье?
Где Вы забияка и остроумец, анекдотчик и травильщик баек?
Где Вы, напряжённый постигатель театральной правды?
Где Вы, театральный руководитель?
Когда Вы упали с велосипеда и не было возможности позвонить по ставшему бессмысленому сотовому, о чём и о ком были Ваши последние мысли?
Ау, где вы, Дориано, искренний, невозможный. лгущий, душевный, бездушный, проныра, фокусник, обольститель, мальчишка?
Ау, где Вы?

Я знаю -билеты на этот спектакль с Вами дарили вместе с цветами и вещественными подарками на дни рождения и даже на свадьбы. Лично наблюдала на одной симпатичной пирушке: билеты на «Брак…» возлежали-почивали на дне коробочки с золотыми украшениями. И билетам радовались не меньше, чем украшениям, потому что попасть на историю этой любви было практически невозможно -билеты разлетались в миг!

Согласитесь, это круто!

Одни люди говорят, что перед своей кончиной Илья Володарский в последние месяцы выглядел печальнее -словно его что-то угнетало и тревожило, может, чувствовал свой скорый уход? Другие, напротив, утверждают: актёр был полон планов и внутреннего счастья.

Где правда?

Почему так рано? Так преждевременно? Так досрочно?

Впрочем, нет ведь срока для смерти любимых актёров. И любимых людей.

Это была всего лишь скромная попытка осмыслить одну судьбу, рассказать о том, кто сам был воплощением эмоций.

Это почти что письмо без надежды получить ответ.

Письмо о том, кого уже нет… После театральных актёров не остаётся кинофильмов. Того, что можно пересмотреть. Спектакль существует лишь здесь и сейчас. Спектакли с Володарским несли на себе печать импровизации. Он был разным на сцене. Разным в жизни. А теперь. вот уже целый год и ещё один день его нет. Остаётся лишь экран нашей с вами памяти. Остаются лишь впечатления. Остаётся лишь самое недодолговечное и вечное, самое хрупкое и могущественное. То, что зовётся театральной легендой.

Устроимся в домашнем кинотеатре собственной памяти. Пульт дружбы…любви…зрительского поклонения…уважения коллег или любви родных-всегда в ваших руках. Сериал под названием «Илья Володарский» начинается! Смотрите, он улыбается нам с экрана-понимающе и чуточку снисходительно. Нежно, с толикой озорства.

2 июля в родном ТЮЗе коллеги и друзья устроили театральный поклон памяти Ильи Володарского. Спасибо им за это. И - спасибо Володарскому за то, что он прожил свою жизнь так, чтобы заработать и заслужить такой театральный поклон.

Июльская жара снова невыносима. А в памяти самых близких всё крутятся колёса велосипеда, с которого он упал недалеко от дачного участка и тикают минуты, отсчитывающие время его отсутствия…

Ильи Володарского не стало год и один день назад. Теперь он знает про театр Господа Бога и про нашу с вами суету и мечты, радости и горести всё. Помолимся за него, пусть ему будет хорошо там, где он сейчас.

Светлана Дементьева


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...


22.03.2024 Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом

Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...


Все новости