Драматурги. Архивные спектакли.



Шварц Евгений Львович


Евгений Шварц родился в Казани, в семье Льва Борисовича (в крещении — Льва Васильевича, по крестному отцу) Шварца (1874—1940), и Марии Федоровны Шелковой (1875—1942). Отец учился на медицинском факультете Казанского университета (впоследствии врач-хирург), мать окончила акушерские курсы.

В конце 1910-х годов Евгений учился на юридическом факультете МГУ, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву.[1] В августе 1917 Шварц служил в Москве юнкером, 5 октября он был произведён в прапорщики.[2] Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь. Был демобилизован, поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в Театральной мастерской. Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором. В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы.
Некоторое время Шварц работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.
С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ.
Драматург скончался 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Адреса в Петербурге (Ленинграде)
1935 — 1955 — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.


Творчество
Пьесы

Ундервуд — пьеса в 3-х действиях — 1928
Пустяки — пьеса для кукольного театра — 1932
Клад — сказка в 3-х действиях — 1934 (опубл. 1960)
Принцесса и свинопас — 1934
Голый король — сказка в 2-х действиях — 1934
Похождения Гогенштауфена — пьеса, 1934
Красная шапочка — сказка в 3-х действиях — 1936
Снежная королева — сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы — 1939
Кукольный город — пьеса для кукольного театра — 1939
Тень — сказка в 3-х действиях — 1940
Сказка о потерянном времени — «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях — 1940
Брат и сестра — 1940
Наше гостеприимство — 1941
Под липами Берлина (совместно с М.Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет — 1941
Далекий край — 1942
Одна ночь — пьеса в 3-х действиях — 1943
Дракон — сказка в 3-х действиях — 1944
Сказка о храбром солдате — пьеса для кукольного театра — 1946
Сто друзей — пьеса для кукольного театра — 1948
Два клена — сказка в 3-х действиях — 1953
Обыкновенное чудо — сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована).
Повесть о молодых супругах / «Первый год» — пьеса в 3-х действиях — 1957

Сценарии

1934 — Разбудите Леночку (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 — На отдыхе(в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 — Леночка и виноград (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1938 — Доктор Айболит
1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П.И.Чайковского
1947 — Золушка (сценарий 1945 года)
1948 — Первоклассница
1957 — Дон-Кихот
1959 — Марья-искусница
1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Николаем Эрдманом)
1966 — Снежная королева

Нереализованные

1936 — Красная шапочка (мультфильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым) [3]

Другие произведения

Дневники (опубликованы в 1989 г.)
Два брата (сказка)
Кот в сапогах (сказка)
Первоклассница (повесть)
Приключения Шуры и Маруси (рассказ)
Рассеянный волшебник (сказка)
Сказка о потерянном времени (сказка)
Стихи (1920-е — 1950-е гг.)
Чужая девочка (рассказ)

Цитаты
- Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения. (“Тень”, слова людоеда Чезаре Борджиа)
- Бороться за свою славу - что может быть утомительнее? ("Обыкновенное чудо")
- Молодые люди - жестокий народ, ведь они еще ничего не успели пережить. ("Обыкновенное чудо")
- Благоразумные люди переводят свои капиталы за границу. Один банкир перевел даже свои золотые зубы, и теперь он все время ездит за границу и обратно. На родине ему теперь нечем пережевывать пищу. (“Тень”, слова министра финансов)
- Шантажиста мы разоблачили бы, вора поймали бы, ловкача - перехитрили бы, но... поступки простых и честных людей иногда так загадочны! (“Тень”, слова министра финансов)
- Человек честным трудом заработал много денег. И вдруг у него появился зловещий симптом: особый беспокойный, голодный взгляд обеспеченного человека. Отныне он бесплоден, слеп и жесток. ("Обыкновенное чудо")
- Именно свои влюбленным кажутся особенно чужими. Все переменилось, а они остались такими, как были. ("Обыкновенное чудо")
- Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. ("Сказка о потерянном времени")
- Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники. ("Снежная королева")
- Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса. ("Золушка")
- Человеческие души очень живучи. Разрубишь тело пополам -- человек околеет. А душу разорвешь -- станет послушней, и только. ("Дракон")
- Вряд ли и водка доставит человеку удовольствие, если пить ее по предписанию врача и покупать в аптеке по рецепту.

Спектакли:
Золушка (постановка 2006 года)
Снежная королева (постановка 1946 года)
Два клена (постановка 1954 года)
Сказка о потерянном времени (детская студия)


Все авторы