Параллели времен и судеб



Название издания: Вестник Культуры
Дата выхода: 01.04.2010
Автор(ы): Анна Ховайко


Драматург Наталия Скороход написала пьесу «Три товарища» по мотивам романа Эриха Марии Ремарка подобно тому, как композитор, используя тему другого музыканта, пишет совершенно самостоятельное произведение. Немецкий режиссер Георг Жено поставил на сцене Академического ТЮЗа имени Ю.П. Киселева свою вариацию на тему «Трех товарищей». Разночтения с первоисточником предусмотрены заранее.

Роман, написанный 70 лет назад и полвека назад переведенный на русский язык, переживает вторую волну популярности — теперь на драматической сцене. В России, но не в Германии. По словам Георга Жено, его соотечественникам имя Ремарка сейчас почти не известно. Для самого Георга, выпускника курса Марка Захарова в ГИТИСе, едва ли не ключевой стала реплика отца по поводу «Трех товарищей»: « В этом романе речь идет о немцах, которые ведут себя как русские». Впрочем, параллели можно провести и во времени, и в судьбах.

Герои Ремарка Роберт Локампф (Артём Кузин), Отто Кестер (Алексей Чернышев) и Готтфрид Ленц (Андрей Гудим и Алексей Кривега) в 18 лет чудом уцелели в кровопролитьи войны. Их двадцатилетие совпало с экономическим кризисом, безработицей. Попытка найти свое место стала борьбой за выживание. Поэтому душой Роберт все еще в окопах, среди живых пока однополчан. Фигуры пяти солдат будут появляться в кульминационных моментах спектакля, то оживая в воспоминаниях, то застывая на пьедестале памятника – более помпезного символа войны, чем прозаический костыль Роберта.

Для этой постановки Георг Жено воспользовался дневниками своего деда, которые велись в 20- 30 годы прошлого века. Репортажные зарисовки вошли в спектакль лаконичными, ёмкими эпизодами. Колоритные детали помогли воссоздать атмосферу эпохи. Для актеров, считает Артем Кузин, это погружение было очень важно:

- Георг добивался не только исторической, но и бытовой достоверности. Он изучал документы, кинохронику довоенных лет – фрагменты использованы в спектакле. Георг объяснил нам, например, что кафе и бары, в которых проводят время герои Ремарка, это целый пласт в массовой культуре Германии тех лет.

Шлягеры Германии 30-х годов звучат в живом исполнении и под фонограмму на языке оригинала. Сентиментальные песенки, джазовые композиции, гимны штурмовиков – всё это усиливает эмоциональный фон. Неслучайно и на сцене центральное место отведено роялю. Ссылка на прошлое Роберта, служившего тапером в кафе, стала отправной точкой художественного решения спектакля. Петербуржец Эмиль Капелюш – напомним, в начале сезона он работал с Георгием Цхвиравой над постановкой в ТЮЗе «Вишневого сада» – изменяет своей приверженности действенной сценографии. Видавший виды рояль с легкостью превратится и в постамент монумента, и в шикарный кадиллак. Пластинка, снятая с диска патефона, вполне заменит руль автомобиля. Эмиль Капелюш полагается на воображение зрителя.

— Театр – не кино, здесь действуют иные законы. Мне кажется, символы интереснее конкретных предметов.

В контуре крышки рояля, словно парящей над сценой, лишь угадываются очертания автомобиля, «Карла - призрака шоссе», гордости и единственного достояния главных героев. В его зеркальной поверхности отразятся свидания Роберта и Пат, победные гонки Кестера, метания бухгалтера Хассе (нар. арт России Юрий Ошеров), панически боящегося лишиться работы, и первые , пока на уровне уличного хулиганства, выступления национал–социалистов – всё, что тогда входило в понятие жизнь. Гибель Ленца от рук фашиствующих бандитов словно начнет счет потерям: неизлечимая болезнь Пат, продажа «Карла».

В финале полусумрак сцены на мгновение разбавит белоснежность огромного покрывала. Старый рояль превратится в заснеженные Альпы, обитатели туберкулезного санатория закружатся в вальсе. Но в зеркальном отражении уже появятся посланники иного мира – пять солдат. Вальс станет последним для Пат, белое полотно обернется саваном.
Они останутся вдвоем – Роберт и Отто Кестер. Как солдаты, вышедшие из окружения с тяжелыми боями и невосполнимыми потерями. Вошло ли в скорбный перечень бескорыстие дружеских уз? Сегодня ответ вряд ли был бы однозначным.


Назад в раздел

Новости

26.03.2020 О возврате билетов. Кассы театра закрыты до 31 мая или до отдельного распоряжения.

Уважаемые зрители!

Постановлением Правительства Саратовской области от 10 мая 2020 года № 377-П ограничительные...


06.05.2020 Онлайн-проекты ТЮЗа Киселёва ко Дню Победы. Онлайн-показы спектаклей, уникальные архивные материалы...

Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва представляет программу онлайн-мероприятий...


20.04.2020 Два технических совета к осенним премьерам: «Оруженосец Кашка» и «Отцы и дети».

Творческий процесс не останавливается — в апреле в ТЮЗе Киселёва состоялись технические советы по двум...


25.03.2020 Смотрите записи эскизов лаборатории «Четвертая высота» онлайн и голосуйте за их судьбу.

C 17 по 22 марта 2020 года в Саравтоском ТЮЗе Киселёва при поддержке СТД РФ проходила Пятнадцатая творческая...


Все новости