История неудавшегося самоубийцы



Название издания: Саратовские вести
Дата выхода: 08.11.2012
Автор(ы):  Ирина Крайнова


… И ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ КУРЬЕРОВ

Это не цитата из Гоголя. Это прямое заимствование драматурга, который - по яркости   и выразительности создаваемых образов, по силе и мощи комедийного таланта, по глубоко запрятанному в его  послании  зрителю положительному посылу - ближе всех подошел к великому «Ревизору».

На цитаты  не разошелся

После черной обязательно приходит светлая полоса.Блестящую  сатиру Николая Эрдмана («Самоубийца») - на общество,на  время,нравы - поставил в Новом  тюзе режиссер Михаил Бычков, и поставил великолепно.Бычков режиссировал у нас «Ревизора», его трактовка  была интересна. Ученик Кнебель,лауреат премии им. Станиславского,он  ставил Гоголя и Чехова, Достоевского и Шекспира,Байрона и Лермонтова, Стринберга и Гришковца -в Риге и Таллине, в Омске и Петербурге, в Ростове и Екатеринбурге,  в Таганроге и Краснодаре.

«Самоубийца» по Бычкову - это  актуально без актуализации,  смешно  без пережима, очень остро  и чуть печально.Вечная для классической русской литературы тема маленького человека, задавленного жизнью,  казалось бы, напрочь забытая в 20-м веке. Ставя  остроумца Эрдмана,ее  (тему) как-то теряли  -за  неожиданными поворотами сюжета,  за  характерным языком   полуграмотных героев («эпоха Зощенко»), за дивным юмором автора,где постоянно - игра слов, «высокое» и «низкое» рядом.

«- Я считаю, что будет прекрасно, Аристарх Доминикович, если наше правительство протянет руки.-. Я считаю, что будет еще прекрас¬нее, если наше правительство протянет ноги.-. Хучь бы руки покамест, Аристарх Доминикович».

И - сплошь афоризмы. Если бы пьеса была опубликована в свое время, она   вся бы разошлась на цитаты, как «Двенадцать стульев» или «Золотой теленок».

«Пусть редактор своею железной рукой вырвет с корнем его половую распу¬щенность… Там женщина голову или даже еще чего хуже моет, а вы на нее в щель смотрите…В настоящее время интеллигенция — это белая рабыня в гареме проле-тариата…Разрешите мне вам преподать совет: вдохновляйтесь согласно постановлениям… С самого ран¬него детства я хотел быть гениальным человеком, но роди¬тели мои были против».

Станиславский  первый сравнил Эрдмана с Гоголем,  Мейерхольд - с Мольером. Но судьба «Самоубийцы»,в отличие от «Мандата» (первая пьеса драматурга шла во многих театрах), была несчастлива. Автора ссылают  в Сибирь, не публикуют,  пьесу не  позволяют ставить ни   Станиславскому, ни Мейерхольду, ни Юрию Любимову ,ни Валентину Плучеку  -даже в начале 80-х.
В декабре 1931 года Эрдмана начинали репетировать во МХАТе - спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям приступил Мейерхольд  - произошло   то же самое. Плучек поставил "Самоубийцу"  только в 1987 году, и, судя по откликам, это не был удачный спектакль.

Пьеса о том, как одного безработного надоумили покончить с собой, и «общественный мотив» еще приплели к его поступку, да не один .А он в последний момент …не застрелился, философски размышляя, что же произойдет с ним между двумя  секундами - до и после выстрела.Вот, вроде бы, все  содержание.Но ,как пишут критики, «слишком выпукло со страниц пьесы выпирает фига Эрдмана, изящно и остроумно сложенная в 1928 году против вождей, революции, строящегося социализма».

История  маленького человека  переставшего бояться смерти, и, следовательно, вообще переставшего бояться,  который позвонил прямо в Кремль и  выдал афоризм, известным всем, кто даже никогда не  смотрел  и не читал Эрдмана: "Я Маркса прочел и мне Маркс не понравился!"…Неактуально? А  давайте начнем читать не с этого места, а немного выше. «Все молчат, ког¬да колосс разговаривает с колоссом. Дайте Кремль. Вы не бойтесь, не бойтесь, давайте, барышня. Ктой-то? Кремль? Говорит Подсекальников. Под-се-каль-ни-ков. Индивидуум. Ин-ди-ви-ду-ум. Позовите кого-нибудь самого главного. Нет у вас?...»

-Я думаю, что в пьесе можно найти много параллелей с современностью, уверяю вас!-  высказывание французской зрительницы . Актер и режиссер Патрик Пино    предложил свою версию пьесы  на знаменитом  Международном фестивале в Авиньоне.  

Актер и режиссер Вениамин Смехов,лично знавший драматурга, ставит «Самоубийцу» в РАМТе.  Спектакль  в его трактовке  впервые прозвучал, «как классика, которая всегда интересна исследованием человеческой природы». Но Смехов сделал большие купюры в монологах Подсекальникова.Зачем нам эти фантомы прошлого - революция, пролетариат, борьба классов?...

Разжалованный в массу

Любопытно,но режиссер Михаил Бычков, ставя  эту  жутковатую «одиссею» Семен Семеновича в гробу и  на кладбище,  впервые сохраняет авторский текст -полностью. Во-первых,  это  чрезвычайно острый текст, от  которого получаешь огромное удовольствие.А  во-вторых,  очень глубокий.Как освобождается от липкой  боязни всего на свете маленький  человек Подсекальников, так и зритель , смеясь над ним,  смеется  над своими страхами , въевшимися в него на генетическом уровне. Финальный монолог  героя вообще программный, он пародирует  парадные речи «выдвиженцев  из народа» и  утверждает неповторимость  каждой личности, какой бы ничтожной она нам не казалась

Я прочитала пьесу. Впервые. После саратовской  премьеры. И  испытала ни с чем несравнимое наслаждение.Рекомендую! Великий насмешник ,Эрдман  всю  наполняет ее цитатами  - из Чехова,  из Горького, и конечно, из Гоголя. И все  перевертывает  по-своему. «Надо жить, жить, жить, жить»- стенает герой. Узнали? Приготовьтесь -  «для того, чтобы застре¬литься». Или - «Есть другая, прекрасная, чудная жизнь». Мы знаем, откуда   эта фраза.Но вот конец цитаты: «…Жизнь с бельем, с обстановкой, мехами, косметикой».

«Маленькие, нудные людишки//Ходят по земле моей отчизны…//Всё хотят дешевенького счастья,//Сытости, удобств и тишины»,-  воевал  с мещанством юный  Влас в «Дачниках» Горького. Ему отвечал «мещанин» Суслов. Но тот еще не вкусил  «плодов революции».На календаре был только 1904 год. Через 24 года  свободолюбцу Власу с полным правом  отвечает безработный Семен Семенович:  «Все строительство наше, все достиже¬ния, мировые пожары, завоевания — все оставьте себе. Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жало¬ванье».

Если целое поколение русских  писателей вышло из гоголевской  «Шинели», то русский немец Эрдман вышел, несомненно, из сюртука Хлестакова. Курьер Егорушка появляется в пьесе «Самоубийца» только во втором действии -  12-м явлении , но он   из главных действующих лиц.Подглядывает в ванной, строчит статьи-доносы в газету ( нам хорошо знаком этот способ общественного негодования,: травля Солженицына , Высоцкого,  Бродского через печать), смотрит на все «с марксистской точки зрения» - в отличии от  галереи типов, выведенных в пьесе.

«Все с нее как рукой снимает, такая из женщины получается га¬дость, я вам передать не могу»,  - смакует посыльный  свою «классовую позицию». «Силомер для курьеров не имеет значения, потому что мы силу свою измерили на гражданской войне за свобо¬ду трудящихся»,  -демагогически заявляет, скромно подписываясь под доносом - «Тридцать пять тысяч курьеров». Псевдоним у эрдманского курьера  такой. Именно  тридцать пять,как   у  гоголевского героя: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры,курьеры... можете  представить себе,  тридцать  пять  тысяч одних  курьеров!... "Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!"  

Но в отличие от безвредного, мечтающего о   славе Хлестакова , Егорушка   подленек  и  опасен. В 1928 -м ( год написания пьесы) армия сталинских стукачей еще только формируется по всей нашей  необъятной стране.Егор Тимофеевич  - из первых в нее кандидатов.Именно он главный антипод  слабого, глуповатого, но по-своему честного Семена Семеновича Подсекальникова, а не  представители классов, выведенные  в пьесе под видом А р и с т а р ха  Д о м и н и к о в и ча  Г р а н д - С к у б и ка,О тца  Елпидия , Писателя, Мясника . Егорушка актера  Евгения Сафонова   в меру  нахален  и весь  напичкан  ходовыми лозунгами.

Любитель до Гоголя
Гораздо ближе  к гоголевскому Хлестакову образ Подсекальникова. С той разницей,что мелкий  чиновник из Петербурга  разливается соловьем так убедительно, что все ему верят, а Семена Семеновича  его окружение, состоящее из бывших купцов,  «перекрасившихся» писателей, владелиц питейных заведений и  прочих знойных красоток, дружно поднимает   в его собственных глазах.

С тронной речью Хлестакова о супчике прямо из Парижа перекликаются   фантазии размечтавшегося Подсекальникова:«Приехать с концерта с хорошим жалованьем, сесть на кушетку в кругу семьи: «Что, полотеры сегодня были?» — «Обязатель¬но были, Семен Семенович». — «А статую, что я приглядел, купили?» — «И статую купили, Семен Семенович». — «Ну, прекрасно, подайте мне гоголь-моголь».

Подсекальников  - Артем Кузин. Это очень сильная роль молодого актера,  который и «ревизора»  тоже у нас  играет.  Он выглядит здесь гораздо серьезнее, я бы даже сказала, значительнее своего гоголевского собрата. Особенно когда  начинает размышлять о жизни и смерти.  Конечно, он комичен, но не  гипертрофированно, в рамках психологического театра. А  кое-где - трагикомичен. Убедительна  мизансцена с дверью, которая смотрится , как нависший Дамоклов меч.Это добавочное давление на героя - не только пистолет, но и падающая дверь.

Все герои-типажи «черной»  комедии Эрдмана ( венки, отпевание, кладбище!) даны выпукло.«Сидит в ресторане, как наглый са¬мец, с Маргаритой Ивановной Пересветовой» (Ольга Кутина) Калабушкин(Алексей Карабанов).Замечательно отвоевывает «своего» мужчинку героиня Кутиной.   Опутывает сетями   пышных словес Гранд-Скубик (Валерий Емельянов ).Вторит ему Виктор Викторович - Илья Володарский.Отец  Елпидий в самый патетический  момент нашептывает непристойности даме ( чудесно играет  Юрий Ошеров),дама  громко ржет (Жанна Волошина). Мини-шедевры создают проковылявшая  из уборной с личный кругом Старушка(Нина Пантелеева),  Старушки1 и 2 в крошечной сцене на кладбище(Пантелеева и Тамара Цихан).

В этом  скопище монстров симпатию  вызывают  только две фигуры. Рыжеволосая, румяная, дебелая  русская краса Машенька - добрая, глупая, терпеливая,заезженная  муженьком -домашним царьком. Роль  Маши  словно написана для тюзовской красавицы Елены Красновой -  как кротко сносит она все  капризы и причуды своего Сенечки , как  сильно за ним   убивается. Но все-таки остается женщиной  , даже причитая и  сетуя: « Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Семена нет. Господи! Почему же ты сразу всего не даешь?»

Свою лучшую  за последние годы  роль играет  Светлана Лаврентьева. Первое  ее появление на сцене - ночью, в безликой  советской комбинации, одинаковой для всех в этой стране- похоже на тяжелые  шаги  Командора. Но у  тихого-мирного Подсекальникова, видно,  теща тоже  под каблуком . Поворчав для порядка, она бежит готовить гоголь-моголь  страдающему  мировыми скорбями зятьку(«до чего он любитель до гоголя, страсть!» ) .Мамочка и дочка -отличная парочка.

Одна из лучших  сцен спектакля: пропал муж,  Маша стучится к  директору тира и  трогательно-жалобно просит его помочь : «Побежимте!». И они так смешно  и неловко бегут! Маргарита Ивановна, находясь на страже своего незаконного счастья,  искренне недоумевает: «До чего он любитель вдвоем ухо¬дить, это прямо психоз у него какой-то».

Пожалуй, только сцены на кладбище, с пребыванием в гробу мнимого покойника несколько затянуты. Декорации усредненные -  голая фанера, одинаковая для всех в  большой коммуналке - двери, табуреты,туалетные кружки, как знак  превращения человека в  «огромную массу масс» ( художник Николай Симонов). И вообще все везде из фанеры, не слишком надежного материала.Только в первой сцене есть еще  широкая  металлическая кровать четы Подсекальниковых , она одна и  воспаряет над квартирой и  - над  бытом. Как мечты маленького человека о ливерной колбасе или о чем-то большем (вся мизансцена уморительно-антрепризна - от начала  до конца). Между картинами «личные» счетчики мигают, как  беззвучные сирены.
Двигаются   актеры просто прекрасно, разделяются на  банкетные пары и очень пластично, безо всякой пошлости изображают «разнузданную цыганщину» и всеобщий  флирт.Собираясь  «в последний путь»,  мило садятся в кружок и  на корточки  -  на нынешний манер.  Видно, что работает команда,   хорошо освоившая новую, большую сцену.

«Вот я стою перед вами, в массу разжалованный человек, и хочу го¬ворить со своей революцией: что ты хочешь? Чего я не от¬дал тебе? Даже руку я отдал тебе, революция, правую руку свою, и она голосует теперь против меня. Что же ты мне за это дала, революция? Ничего».Произнося  в финале длинную тираду в защиту жизни, о праве на нее каждого, главный герой Семен Семенович трогателен и  серьезен. Он  далеко откидывает крышку гроба,та летит чуть ли  не в зал.Кажется, что прямо на нас летит. Немая сцена…

Назад в раздел

Новости

11.01.2019 Изменения в репертуаре замена 16 февраля, отмены 24 февраля и 5 марта!

В связи с болезнью артиста в репертуаре театра произошли изменения.

Спектакль «Банка сахара», объявленный...


06.02.2019 Спектакль «Старосветская любовь» возвращается на Вольскую, 83

К 100-летнему юбилею театра в 2018 году ТЮЗу Киселёва по инициативе Губернатора Саратовской области ...



30.01.2019 Директором Саратовского ТЮЗа назначен Игорь Михайлович Баголей

Директором Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва стал Заслуженный артист...


Все новости