«Лучше быть нужным, чем свободным»



Название издания: «Рампа»
Дата выхода: 08.12.2004
Автор(ы): Татьяна Шишкова


     Зачем люди ходят в театр? Одни – чтобы насладиться высоким искусством; другие – чтобы развлечься; третьи – чтобы себя показать и повидаться со знакомыми; четвертые.… Впрочем, итак ясно, что вкусы у людей разные, как и поводы для похода в театр. Как связать все эти разнородные интересы и сделать зал сообща сочувствующим и сопереживающим? Захватить его животрепещущей темой, глубокой игрой актеров, впечатляющим антуражем действия? Сделать зрителей своими единомышленниками, сопричастными сиюминутности происходящих событий?..
     Два года назад Паоло Эмилио Ланди поставил в Саратовском академическом ТЮЗе спектакль «Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Когда-то эта пьеса была определена в нашем искусствоведении как социальная комедия, видимо, из-за значительных различий в происхождении героев. Сегодня эта история воспринимается скорее как ироничная мелодрама. Но не в жанре дело. Дело в том, что спектакль этот понравился и зрителю, и критике. Зрителю – безыскусностью истории и ее счастливым концом, а критике – высоким уровнем актерской игры и четкой сценической выстроенностью спектакля. Задаваясь вопросом: «Современна ли тема комедии Э. де Филиппо?» (который сам бы незаконнорожденным ребенком, и тема эта имела для него особе значение), мы, безусловно, ответим утвердительно, поскольку, во-первых, проблемы материнской любви вечна, а во-вторых, нашему зрителю явно не хватает впечатлений героических, но при этом не тенденциозных и не кровавых.
     Однако не слишком ли громко сказано о продажной женщине, весь героизм которой состоит в том, что она заботится о будущем своих детей? Нет, не громко, если учесть нынешнее количество беспризорных детей, брошенных на произвол судьбы. Как-то так получилось, что семейные ценности для наших современников – одна из самых нерешенных и животрепещущих проблем. (Собственно, нас еще предстоит разобраться с этими ценностями поподробнее.) И ансамбль актеров, разыгрывающий перед нами комедию из итальянской жизни, поднимает проблему не далекой Италии 50-х годов прошлого века, а вполне современную для России.
     Три возраста актеров ТЮЗа представлены в актерском ансамбле «Брака по-итальянски»; их игра осмысленна, тонка, иронична; мизансцены замечательно выстроены и прекрасно работают на создание необходимой атмосферы. Главная героиня постановки Филумены Мартурано в исполнении Елены Вовненко наивна и напориста, простодушна и изворотлива, терпелива и целенаправленна. Сила ее чувства к детям, которых она может видеть только издали, не признаваясь в своем материнстве, помогает ей внутренне преодолеть ложность положения в обществе и жизненные невзгоды, напавшие на ее долю, восполняя здравым смыслом отсутствие воспитания и образования. Она терпеливо выжидает удобный момент и женит на себе кутилу и бонвивана Доменико Сориано. Однако, когда ее победа оказывается мнимой, Филумена находит в себе силы уйти, оставив любовника и отца одного из своих детей наедине с размышлениями о минувших радостях жизни и возможном обретении сына. Елена Вовненко создает многогранный образ, дающий зрителю возможность не просто посочувствовать незадачливой героине, пытающейся набросить узду на обладателя уважаемого имени и солидного состояния, но понять истинную природу чувств, мыслей и поступков Филумены, заботящейся о благе своих детей.
Актриса не щадит свою героиню, с которой жизнь обошлась немилосердно, выбросив из грязи трущоб на позор панели. Но дети – это святое, они не виноваты в несовершенстве мира. Только их наличие придает смысл и значительность борьбе Филумены за замужество, которое даст имя и общественный статус ее детям.
Когда Доменико (И. Володарский) и его старый слуга Альфредо Аморезо (Ю. Ошеров) вспоминают прекрасные старые времена, становится понятно, что это всего лишь бравада, стремление не заметить неизбежной старости. Не слышится молодой удали в их голосах. Да и откуда ей взяться, когда все жизненные силы были отданы погоне за удовольствиями, азартным играм и кутежам? Собственно, иных радостей в их жизни и не было. Может быть, поэтому утомленный бесцельностью собственного существования Альфредо увлеченно мастерит красочную карусель – символ беззаботного детства и их господином бездарно прожитой жизни.
А обретшая детей Филумена занята столь дорогими ей заботами обустройства их жизни. Лишенная возможности растить их, она самозабвенно бросается в эти немудреные заботы. От первого до последнего действия героиня словно вырастает в глазах зрителей, получает их одобрение и поддержку, потому что сила ее любви не может не затронуть сердца. Филумена Вовненко не ищет жизненной выгоды, она торопится поделиться любовью.
Эта трогательная комедия – о любви. О той высокой и неугасимой, жертвенной и прекрасной какой может и должна быть материнская любовь. Итальянская комедия, сыгранная в лучших традициях русской психологической театральной школы, не только доставляет эстетическое удовольствие, но и содержит в себе этический момент, заставляя нас оглянуться на свои жизненные ценности. Какие они? И знаем ли мы им цену?.. Так зачем же все-таки люди идут в театр: Может быть, и за ответами на вопросы, которые легче усвоить, увидев их отображенными в свете безжалостной рампы и пережив со всей страстью, на какую еще способно сердце современного человека.


Назад в раздел

Новости

17.10.2024 Ищем дизайнера

На полный рабочий день ищем человека творческого, влюбленного в театр, умеющего соблюдать дедлайны...


22.11.2024 «Запушь по Пушке» в январе

2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...


29.11.2024 Старт продаж и афиша на январь

4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...


09.08.2024 Новые правила покупки и возврата билетов

В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...


Все новости