Не игры в дочки-матери
Название издания: Саратовский взгляд Дата выхода: 17.05.2007 Автор(ы): Елена Балаян |
Мак-Донах ворвался в нашу жизнь с шашкой наголо и навел такого шороху, что у людей с повышенной нервной возбудимостью до сих пор шумит в ушах и подергивает в коленках. Не успели саратовцы отойти от ужасов, пережитых на премьере «Сиротливого Запада», а новый повод для волнений уже тут как тут. Многие недоумевают - зачем все эти страсти? А все просто. Шок - это по-нашему, по-ирландски!
Есть что-то абсурдное в том изощренном садизме, с которым персонажи Мак-Донаха, этого ирландского Тарантино, как окрестили его критики, мучают себя и друг друга. И лишь сквозной мотив распятия, гениально обыгранный в обеих премьерах, придает этим страданиям оттенок осмысленности.
В «Сиротливом Западе» (театр драмы) сын убивает отца за то, что тот имел неосторожность посмеяться над его прической. Его брат покрывает отцеубийцу в обмен на долю в наследстве. При этом братья ненавидят друг друга лютой ненавистью...
В «Королеве красоты» (ТЮЗ) поводом для убийства становится неудавшаяся любовь. Дочь - единственная из трех сестер - давно поставила крест на личной жизни и заботится о пожилой матери. А старуха безумно боится одиночества и всеми силами пытается отвадить первую и последнюю любовь дочери, уже почти старой девы. В итоге дочь возьми и положи этому конец...
Но сила Мак-Донаха - в умении найти выход из любого, самого кромешного ада. И он находит его даже там, где по всем законам - и нравственным, и драматургическим - это кажется невозможным. Какой бы черной ни была придуманная им история, в ней всегда найдется место надежде. Мак-Донах беспощаден к своим героям и одновременно жалеет их, переживая их боль как собственную. Вот почему его пьесы вместо жгучего желания повеситься вызывают желание жить. И не только для себя...
Если говорить о названии, то тут, мы, по сути, имеем дело с оксюмороном. Гламурный титул королевы никак не вяжется ни с внешностью Морин, ни с ее образом жизни. Ее отчаянные попытки принарядиться и быть сексуальной делают ее посмешищем в глазах окружающих и лишь подчеркивают убогость ее существования. Чего стоит ее безумный желтый плащ, такого же цвета резиновые сапоги, малиновая юбка в клетку, кричащее красное платье и т.д.
Андрей Санатин показывает всю неоднозначность отношений между героинями. Все же Морин и Мэг - это мать и дочь, и даже в их уродливых перепалках нет-нет да проскользнет намек на взаимную нежность.
«Королева красоты» - это первая часть так называемой «Линэнской трилогии» Мак-Донаха. Именно в Линэне - захолустной ирландской деревеньке - и происходит действие обеих пьес.
Можно спорить о том, кто первым открыл саратовцам этого страшно популярного сейчас в Европе автора, Санатин или Коваленко. Если быть до конца точным, то право «первой ночи» принадлежит все же Андрею Санатину. Это в его постановке Мак-Донах впервые предстал пред изумленной саратовской публикой. На проекте «Четвертая высота. Новая драма. Другой театр» (шел минувшей осенью) «Королева» была опробована в форме сценической читки-показа и вызвала у зрителей такую бурю эмоций, что устоять перед соблазном перенести ее на Большую сцену тюзовцы просто не смогли. Надо отдать должное их смелости: ставить Мак-Донаха даже в масштабах страны рискуют пока единицы.
Отдельный респект - Елене Вовненко (Морин Фолан, дочь) и Тамаре Лыковой (Мэг Фолан, мать). Обе играют так, что сердце кровью обливается. Актрисы не боятся быть некрасивыми, местами и того хуже - отвратительными. И в этом не только их профессионализм, но и личное мужество.
И последнее - для тех, кто побоится вести на спектакль своих чад, скажу сразу: никакой «расчлененкой» в этой криминальной поэме и не пахнет (равно как и в «Сиротливом Западе»). Не для того Андрей Санатин ставил Мак-Донаха, чтобы стращать публику мертвыми старушками, валяющимися на сцене с пробитыми головами. Не поверите, но в спектакле много юмора - по большей части черного, но это же еще не повод не смеяться.
И все же зрителям, привыкшим отдыхать в театре, стоит быть готовыми к тому, что на этот раз расслабиться, скорее всего, не удастся. Зато и катарсис обеспечен.
Назад в раздел
Новости
26.09.2023
Как пойти на спектакль классом
Как попасть на спектакль целым классом? Нужно сделать коллективную з...
30.08.2023
Старт продаж и афиша на октябрь
4 сентября мы начинаем продажи билетов в кассах и на сайте теа...
28.06.2023
Главное событие лета - марафон "Зарядись
ТЮЗом"
Отпуск или рабочие будни, Таиланд или дача - проведите это лето с ТЮ...
Все новости
-
«Маугли» -
«Прощание с Матёрой» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Киселев. Росс. Служение. Вечер к 105-летию театра» -
«Тропа. Бемби» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Таланты и поклонники» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Церковь Пресвятого Макчикена» -
«Случай в Ялте» -
«Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» -
«Хроники московского захолустья» -
«Среда обитания 2022» -
«Яма» -
«Шекспир. Диалоги» -
«Горка» -
«Эмиль из Лённеберги (детская студия) » -
«Мы — на острове Сальткрока» -
«Жаворонок, или Жанна дАрк» -
«Цветок для Ниночки» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Метод Грёнхольма» -
«Буря» -
«Тропа» -
«Богатые невесты» -
«Ёженька и нарисованные человечки» -
«Приключения Незнайки на Луне (детская студия) » -
«Калека с острова Инишмаан» -
«Наша Золушка» -
«Питер Пэн и Венди (детская студия)» -
«Кентервильское привидение (детская студия)» -
«За зимою снова лето (детская студия)»
