Не игры в дочки-матери



Название издания: Саратовский взгляд
Дата выхода: 17.05.2007
Автор(ы): Елена Балаян


Мак-Донах ворвался в нашу жизнь с шашкой наголо и навел такого шороху, что у людей с повышенной нервной возбудимостью до сих пор шумит в ушах и подергивает в коленках. Не успели саратовцы отойти от ужасов, пережитых на премьере «Сиротливого Запада», а новый повод для волнений уже тут как тут. Многие недоумевают - зачем все эти страсти? А все просто. Шок - это по-нашему, по-ирландски!
Есть что-то абсурдное в том изощренном садизме, с которым персонажи Мак-Донаха, этого ирландского Тарантино, как окрестили его критики, мучают себя и друг друга. И лишь сквозной мотив распятия, гениально обыгранный в обеих премьерах, придает этим страданиям оттенок осмысленности.
В «Сиротливом Западе» (театр драмы) сын убивает отца за то, что тот имел неосторожность посмеяться над его прической. Его брат покрывает отцеубийцу в обмен на долю в наследстве. При этом братья ненавидят друг друга лютой ненавистью...
В «Королеве красоты» (ТЮЗ) поводом для убийства становится неудавшаяся любовь. Дочь - единственная из трех сестер - давно поставила крест на личной жизни и заботится о пожилой матери. А старуха безумно боится одиночества и всеми силами пытается отвадить первую и последнюю любовь дочери, уже почти старой девы. В итоге дочь возьми и положи этому конец...
Но сила Мак-Донаха - в умении найти выход из любого, самого кромешного ада. И он находит его даже там, где по всем законам - и нравственным, и драматургическим - это кажется невозможным. Какой бы черной ни была придуманная им история, в ней всегда найдется место надежде. Мак-Донах беспощаден к своим героям и одновременно жалеет их, переживая их боль как собственную. Вот почему его пьесы вместо жгучего желания повеситься вызывают желание жить. И не только для себя...
Если говорить о названии, то тут, мы, по сути, имеем дело с оксюмороном. Гламурный титул королевы никак не вяжется ни с внешностью Морин, ни с ее образом жизни. Ее отчаянные попытки принарядиться и быть сексуальной делают ее посмешищем в глазах окружающих и лишь подчеркивают убогость ее существования. Чего стоит ее безумный желтый плащ, такого же цвета резиновые сапоги, малиновая юбка в клетку, кричащее красное платье и т.д.
Андрей Санатин показывает всю неоднозначность отношений между героинями. Все же Морин и Мэг - это мать и дочь, и даже в их уродливых перепалках нет-нет да проскользнет намек на взаимную нежность.
«Королева красоты» - это первая часть так называемой «Линэнской трилогии» Мак-Донаха. Именно в Линэне - захолустной ирландской деревеньке - и происходит действие обеих пьес.
Можно спорить о том, кто первым открыл саратовцам этого страшно популярного сейчас в Европе автора, Санатин или Коваленко. Если быть до конца точным, то право «первой ночи» принадлежит все же Андрею Санатину. Это в его постановке Мак-Донах впервые предстал пред изумленной саратовской публикой. На проекте «Четвертая высота. Новая драма. Другой театр» (шел минувшей осенью) «Королева» была опробована в форме сценической читки-показа и вызвала у зрителей такую бурю эмоций, что устоять перед соблазном перенести ее на Большую сцену тюзовцы просто не смогли. Надо отдать должное их смелости: ставить Мак-Донаха даже в масштабах страны рискуют пока единицы.
Отдельный респект - Елене Вовненко (Морин Фолан, дочь) и Тамаре Лыковой (Мэг Фолан, мать). Обе играют так, что сердце кровью обливается. Актрисы не боятся быть некрасивыми, местами и того хуже - отвратительными. И в этом не только их профессионализм, но и личное мужество.
И последнее - для тех, кто побоится вести на спектакль своих чад, скажу сразу: никакой «расчлененкой» в этой криминальной поэме и не пахнет (равно как и в «Сиротливом Западе»). Не для того Андрей Санатин ставил Мак-Донаха, чтобы стращать публику мертвыми старушками, валяющимися на сцене с пробитыми головами. Не поверите, но в спектакле много юмора - по большей части черного, но это же еще не повод не смеяться.
И все же зрителям, привыкшим отдыхать в театре, стоит быть готовыми к тому, что на этот раз расслабиться, скорее всего, не удастся. Зато и катарсис обеспечен.


Назад в раздел

Новости

19.04.2025 Посмотрите «Как важно быть серьезным» до премьеры!

Разыгрываем пригласительный билет на предпремьерный показ спектакля Игоря Яцко


11.04.2025 Дали старт «Большим гастролям»

11 апреля начались гастроли театра «Школа драматического искусства» в Саратове


07.04.2025 «Большие гастроли» в Москве

Три дня спектаклей, эмоций и вдохновения – завершились наши гастроли в Москве


01.04.2025 Старт продаж на май

3 апреля 2025 г. в 10:00


Все новости