Сирано всех оставил с носом
Название издания: Новые времена в Саратове Дата выхода: 09.07.2010 Автор(ы): Ирина Крайнова |
«Сирано де Бержерак» – одна из самых идущих пьес на мировой и российской сцене. Театральная история ее так же полнокровна, как три века французской истории, миновавшие с той поры, как реально живший уродливый долгоносый поэт буянил себе, страдая между тем от неразделенной любви. Свои пылкие, возвышенные неповторимо прекрасные письма прекрасной же Роксане он самоотверженно приписывал ее возлюбленному – красавчику Кристиану. В новых русских версиях Бержерака акцент ставился то на его отчаянное дуэлянство (Домогаров на Малой Бронной), то на гениальный ум (Райкин в Сатириконе), то на отрешенность от прозы жизниу (Суханов в Вахтангове).
Французы в нашем ТЮЗе. сделали акцент на мужскую дружбу и чистую влюбленность. Порой это отчаянное мужское братство горлопанов напоминает неразлучную троицу из Ремарка в недавней постановке Жено. Грубоватость – только маска, за которой искренняя привязанность друг к другу, серьезная забота. Хорошо это передает Н. Безруков в роли кадета Ле Бре. Он как добрый ангел забияки Сирано: всегда настороже, готовый «тучи развести руками». Добр и простодушен кондитер и книжник Рагно в удачном исполнении Валерия Емельянова. Запоминается малоприятный вначале граф де Гиш Ильи Володарского, сумевший возвыситься до настоящей любви к Роксане. Радует большая, «взрослая» роль в этом спектакле Руслана Дивлятшина. Юношеская внешность и замечательное исполнение ролей детей сделали Руслана незаменимым в детских спектаклях. Здесь его Кристиан не просто красавчик. Наивный, открытый, чрезвычайно обаятельный, он болезненно переживает обман и хочет очиститься хотя бы перед смертью. Удивительна Анастасия Бескровная, актриса, существующая в какой-то особой воздушной среде. Роксана в ее исполнении не ослепительная красавица, сведшая с ума пол-Парижа, а хрупкое, почти неземное существо, настолько далекое от всего материального, что перед ней пасует и наглый де Гиш. Явление Роксаны на поле битвы во втором действии, легкой, стройной, в ловко сидящем мужском костюме, воспринимается как появление самой изящной «мадам Франции на баррикадах». Только не разгневанной Марсельезы кисти Делакруа, а заботливой сестры умирающих солдат. Вся военная сцена, с дымами, с мешками, сбрасываемыми почти что в зал, с лихо веселыми вояками, сыграна всерьез. Война шутить не любит.
А что же наш Сирано, о нем еще не сказано ни слова? Дерзкое решение утвердить на эту роль не писаного красавца с плохо замаскированной красою, не дюжего атлета с метровым размахом плеч зритель переваривает недолго. Чрезвычайно острый на язык, экспрессивный герой Артема Кузина быстро заставляет позабыть картинных сердцеедов с фальшивыми носами. Он фехтует ножом, тросточкой, шпагой, пером и вообще всем, что имеет хоть сколько-нибудь удлиненную форму. В знаменитом поединке с вельможей де Вальером поэт сначала уложил его на обе лопатки остроумным текстом, а потом уже шпагой. В спектакле Фаля Сирано орудует пером как шпагой и, конечно, одерживает верх. Он верен друзьям, привязался и к своему счастливому сопернику, поскольку тот честный малый и не трус.
Он очень глубоко прячет свою любовь к кузине и глубоко страдает – лирические моменты даются Артему удивительно. Значительна последняя сцена (хотя несколько затянута, как и первая). Умирающий задира, сраженный ударом бревна, заботливо скинутым сверху кем-то из недругов, является к любимой уже без толстого уродливого носа. Оставив всех «с носом», он и сам надут злой судьбой. Он острит, превозмогая боль, и читает прощальное письмо, написанное за Кристиана 15 лет назад: «Любимая, простите, //За жизнь и за любовь, за прерванный покой...» В густого бархата платье она сидит, бросив на колени забытое шитье, широко раскрыв темные, как ночь, глаза. «Вы так читаете», – повторяет она с нарастающим волнением. Все поздно. «В субботу…убит поэт де Бержерак», – сообщает актер, уходя на свет в дальней двери. Созвучной нашему времени постановку французов делают не сегодняшние костюмы, не манеры завсегдатаев прибрежных кабачков – сам дух пьесы, которую они сумели прочесть без назойливого пафоса старомодных рифм. «Любовь и дружество», как утверждал Бернс, ценности нержавеющие.
Назад в раздел
Новости
01.03.2024
Выберите лучший театр и спектакли сезона!
«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли с...
27.03.2024
7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы
от жюри
ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального ф...
22.11.2023
Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»
Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» ...
22.03.2024
Презентация ТЮЗа прошла на ВДНХ с аншлагом
Живые открытки, шутливый квиз, активности по театральным профессиям и...
Все новости
-
«Маугли» -
«Я, бабушка, Илико и Илларион» -
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» -
«Приключения Фунтика» -
«Аленький цветочек» -
«Тропа. Бемби» -
«Денискины рассказы» -
«Гроза» -
«Сын» -
«Таланты и поклонники» -
«Рони, дочь разбойника» -
«Чудеса на Змеином болоте» -
«Плохие парни» -
«Прощание с Матёрой» -
«Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» -
«Горка» -
«Эмиль из Лённеберги (детская студия) » -
«Мы — на острове Сальткрока» -
«Жаворонок, или Жанна дАрк» -
«Цветок для Ниночки» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Метод Грёнхольма» -
«Богатые невесты» -
«Наша Золушка» -
«Кентервильское привидение (детская студия)» -
«За зимою снова лето (детская студия)» -
«Алиса в стране чудес (детская студия)» -
«Фома Опискин» -
«Белая гвардия»