Хроники времён царя Эдипа



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 26.10.2011
Автор(ы): Владимир Акишин


Саратовский театр юного зрителя показал спектакль «Софокл. Эдип, тиран». Пьеса Хайнера Мюллера по тексту Гёльдерлина. Древний миф о царе Эдипе предстал в современной интерпретации в постановке одного из самых известных современных режиссеров Европы Маттиаса Лангхоффа из Франции. Интерес к этой работе зашкаливает. Зрительный зал не может вместить всех желающих. Что на сцене?
Империя времен упадка. Город Фивы. Разрушающиеся здания. Чума. На стене обрывок плаката – на нем потрет Сталина. Текст плаката на грузинском языке. Поверх красной краской выведено: «Лай». Жуткие картины: умирают жители города, их хоронят во рву, посыпая трупы известью. Причину бедствия узнают от оракула: необходимо изгнать из города убийцу Лая...

Нет смысла пересказывать историю Эдипа. Маттиас Лангхофф признался, что всю свою долгую жизнь в искусстве работает над этой темой – рока, фатума в жизни человека, предначертанности нашего земного существования. Кто и зачем так круто замешивает растворы наших судеб? Зная о неотвратимости расплаты за любое свое деяние, за любое решение, стоит ли сопротивляться течению дней? Боги, вернее, Бог нам судья...

Лангхофф не прост. Он наслаивает времена и эпохи. Этот плотный клубок повествования не сразу поддается зрителю. Уже с первой сцены мы вовлечены в игру: из кинотеатра под названием «Орлёнок» выходят зрители. Они видели фильм об Эдипе, обсуждают его. И мы как бы становимся зрителями этой кинодрамы. Аллюзий – море. Есть ощущение, что спектакль создан режиссером под впечатлением от увиденного и пережитого в России, в Саратове. Помнится, как на одной из пресс-конференций он, рассказывая о впечатлениях от города, говорил: жаль, что идешь по улицам и видишь разрушающиеся дома. Я живу в красивых апартаментах, но в дождь почти невозможно подойти к крыльцу дома – кругом вода.

И прямой отсыл: кино «Орлёнок» – кино «Пионер». Смысл, конечно, не в этом. Старый прием, когда классический сюжет разыгрывается в знакомых для зрителей обстоятельствах, местах, с использованием местной топонимики, уже не столь впечатляет, как лет двадцать назад. Но мысль режиссера ясна: всюду, везде, всегда мы, люди, связаны друг с другом настолько тесно, что при выпадении одного звена разрушается цепь, и человечество несется в бездну. Только осознаем мы это слишком поздно.

Лангхофф настоятельно рекомендует посмотреть эту сложную вещь не один раз. Действительно, невозможно проникнуть во все глубины за один нырок – не хватает воздуха в легких. Да, если честно, и интеллектуального заряда. Требуется подготовка для такого зрелища. Хотя мастер, как только может, адаптирует тотальную драму к современному зрителю.

Помогают, во-первых, актеры, играющие мощно, внятно. Во-вторых, музыка. Напомню, Хайнер Мюллер, автор пьесы, – крупнейший современный немецкий драматург. Возможно, первый после Бертольда Брехта. Как известно, Брехт создал универсальный театр, в котором звучат «зонги», песни. Эти традиции подхватывает Лангхофф. В спектакле исполняются баллады. Автор музыки – саратовский композитор и актер Игорь Гладырев, выбранный режиссером из множества предложенных. И сам Игорь занят в спектакле. Гитарная музыка идеально вписывается в стилистику: покрывает дистанцию от древнегреческой арфы до современных тенденций, например, рэпа. Его, кстати, читает Алексей Кривега, как и в недавней премьере «Мнимого больного».

Отдельно о главных персонажах. В роли царя Эдипа – Руслан Дивлятшин. Его жену и мать Иокасту играет Виктория Шанина. Стопроцентное попадание. Хрупкость, болезненность Эдипа выдает в нем агнца на заклание, он стал причиной всех бед самим фактом своего рождения. И тут же потрясающая, красивая, царственная Иокаста, вызывающая восторг и отвращение одновременно: двадцать лет прожила с сыном как с мужем. Лангхофф лишь однажды нарушает ход повествования, созданного в психологическом ключе: отдавая должное древней традиции, позволяет актерам открыто проявить эмоции, как это было бы на сцене древнегреческого театра: кричит от осознания всего ужаса своего положения Эдип; страшно, по-звериному воет Иокаста – без вины виноватая. Эти звуки, издаваемые актерами, настолько не характерны для современной сцены, что воспринимаются неоднозначно зрителями: от смеха до оторопи и слез.

И, пожалуй, еще одно потрясение. Дети, занятые в спектакле. Это сильный режиссерский ход. Мы уже писали, что попытки привлечь детей для усиления всего художественного полотна предпринимаются постоянно, более или менее удачно. У Лангхоффа дети – спасители человечества. Еще один план спектакля – школа, в которой малыши изучают древнюю историю. Нашлось в программе место и Эдипу. Это тот, кто разгадал загадку Сфинкса. Помните? Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех?

– Человек! – выкрикивают хором малыши и гоняют в футбол школьным глобусом.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


19.04.2024 «Майская ночь» в подарок

Объявляем розыгрыш пригласительного билета на один из самых популярных спектаклей нашего театра! ...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия ...


Все новости