Хроники времён царя Эдипа



Название издания: Саратовская областная газета
Дата выхода: 26.10.2011
Автор(ы): Владимир Акишин


Саратовский театр юного зрителя показал спектакль «Софокл. Эдип, тиран». Пьеса Хайнера Мюллера по тексту Гёльдерлина. Древний миф о царе Эдипе предстал в современной интерпретации в постановке одного из самых известных современных режиссеров Европы Маттиаса Лангхоффа из Франции. Интерес к этой работе зашкаливает. Зрительный зал не может вместить всех желающих. Что на сцене?
Империя времен упадка. Город Фивы. Разрушающиеся здания. Чума. На стене обрывок плаката – на нем потрет Сталина. Текст плаката на грузинском языке. Поверх красной краской выведено: «Лай». Жуткие картины: умирают жители города, их хоронят во рву, посыпая трупы известью. Причину бедствия узнают от оракула: необходимо изгнать из города убийцу Лая...

Нет смысла пересказывать историю Эдипа. Маттиас Лангхофф признался, что всю свою долгую жизнь в искусстве работает над этой темой – рока, фатума в жизни человека, предначертанности нашего земного существования. Кто и зачем так круто замешивает растворы наших судеб? Зная о неотвратимости расплаты за любое свое деяние, за любое решение, стоит ли сопротивляться течению дней? Боги, вернее, Бог нам судья...

Лангхофф не прост. Он наслаивает времена и эпохи. Этот плотный клубок повествования не сразу поддается зрителю. Уже с первой сцены мы вовлечены в игру: из кинотеатра под названием «Орлёнок» выходят зрители. Они видели фильм об Эдипе, обсуждают его. И мы как бы становимся зрителями этой кинодрамы. Аллюзий – море. Есть ощущение, что спектакль создан режиссером под впечатлением от увиденного и пережитого в России, в Саратове. Помнится, как на одной из пресс-конференций он, рассказывая о впечатлениях от города, говорил: жаль, что идешь по улицам и видишь разрушающиеся дома. Я живу в красивых апартаментах, но в дождь почти невозможно подойти к крыльцу дома – кругом вода.

И прямой отсыл: кино «Орлёнок» – кино «Пионер». Смысл, конечно, не в этом. Старый прием, когда классический сюжет разыгрывается в знакомых для зрителей обстоятельствах, местах, с использованием местной топонимики, уже не столь впечатляет, как лет двадцать назад. Но мысль режиссера ясна: всюду, везде, всегда мы, люди, связаны друг с другом настолько тесно, что при выпадении одного звена разрушается цепь, и человечество несется в бездну. Только осознаем мы это слишком поздно.

Лангхофф настоятельно рекомендует посмотреть эту сложную вещь не один раз. Действительно, невозможно проникнуть во все глубины за один нырок – не хватает воздуха в легких. Да, если честно, и интеллектуального заряда. Требуется подготовка для такого зрелища. Хотя мастер, как только может, адаптирует тотальную драму к современному зрителю.

Помогают, во-первых, актеры, играющие мощно, внятно. Во-вторых, музыка. Напомню, Хайнер Мюллер, автор пьесы, – крупнейший современный немецкий драматург. Возможно, первый после Бертольда Брехта. Как известно, Брехт создал универсальный театр, в котором звучат «зонги», песни. Эти традиции подхватывает Лангхофф. В спектакле исполняются баллады. Автор музыки – саратовский композитор и актер Игорь Гладырев, выбранный режиссером из множества предложенных. И сам Игорь занят в спектакле. Гитарная музыка идеально вписывается в стилистику: покрывает дистанцию от древнегреческой арфы до современных тенденций, например, рэпа. Его, кстати, читает Алексей Кривега, как и в недавней премьере «Мнимого больного».

Отдельно о главных персонажах. В роли царя Эдипа – Руслан Дивлятшин. Его жену и мать Иокасту играет Виктория Шанина. Стопроцентное попадание. Хрупкость, болезненность Эдипа выдает в нем агнца на заклание, он стал причиной всех бед самим фактом своего рождения. И тут же потрясающая, красивая, царственная Иокаста, вызывающая восторг и отвращение одновременно: двадцать лет прожила с сыном как с мужем. Лангхофф лишь однажды нарушает ход повествования, созданного в психологическом ключе: отдавая должное древней традиции, позволяет актерам открыто проявить эмоции, как это было бы на сцене древнегреческого театра: кричит от осознания всего ужаса своего положения Эдип; страшно, по-звериному воет Иокаста – без вины виноватая. Эти звуки, издаваемые актерами, настолько не характерны для современной сцены, что воспринимаются неоднозначно зрителями: от смеха до оторопи и слез.

И, пожалуй, еще одно потрясение. Дети, занятые в спектакле. Это сильный режиссерский ход. Мы уже писали, что попытки привлечь детей для усиления всего художественного полотна предпринимаются постоянно, более или менее удачно. У Лангхоффа дети – спасители человечества. Еще один план спектакля – школа, в которой малыши изучают древнюю историю. Нашлось в программе место и Эдипу. Это тот, кто разгадал загадку Сфинкса. Помните? Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех?

– Человек! – выкрикивают хором малыши и гоняют в футбол школьным глобусом.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости