Бесконечный Дзынь



Название издания: http://irin-krainov1.livejournal.com/
Дата выхода: 02.12.2013
Автор(ы): Ирина Крайнова


БЕСКОНЕЧНЫЙ «ДЗЫНЬ», ИЛИ СЛОН В ТРЕУГОЛКЕ
В конце года у нас случился апрель, притом «бесконечный». Девятый раз в Саратове прошла  творческая  театральная лаборатория «Четвертая высота».

«Завтра» отменяется

Автор идеи лаборатории - ее неизменный ведущий, член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», заместитель директора Екатеринбургского тюза Олег Лоевский. Такие лаборатории Лоевский ведет повсеместно, и когда-то она здорово встряхнула сонное царство Саратова острыми пьесами Макдонаха, Сигарева, Пулинович.

Как писал участник одной из наших лабораторий театральный критик и переводчик Павел Руднев, «Саратовский театр юного зрителя снискал славу семейного, «ультра-традиционного» театра. Он был основан в 1919 году как «первый в мире детский театр» и до сих пор составляет весомую часть классической культуры Поволжья – театр, городом любимый, ежедневно аншлаговый уже несколько десятилетий. Современная пьеса же – жанр для традиционного театра «кукушкин», слишком спорный, слишком радикальный». Однако современная пьеса нашла общий язык с нашим с «ультра-традиционным» театром. Театральный народ полюбил лаборатории с ее наскоро испеченными читками-показами, со свободной атмосферой импровизации  и дискуссии. Зрители и сами актеры, очень ждут этих показов, встряхиваются, энергично обсуждают увиденное.

Подзаголовок нынешней лаборатории не оставлял сомнений в намерениях ее устроителей: «Шаг за шагом в будущее». К обсуждению предлагалось шесть современных пьес для подростков российских и зарубежных авторов, не только в форме режиссёрских эскизов, но и в качестве авторских читок, где вместе с артистами участвует драматург. Так, как это было на прошлогоднем фестивале-лаборатории «Четвертая высота. От А до Я: Азбука детского театра».

Мы увидели эскиз  познавательной пьесы французского драматурга Натали Фильон «Дзынь»,услышали три читки, не авторские, а, скорее - застольно-актерские. Это пьеса социальной темы («И наступит завтра»), пьеса-воспоминания («Бесконечный апрель»), пьеса «историко-романическая», поскольку написана она по исторической повести(«Что делал слон, когда пришел Наполеон?». А также -  отсмотрели режиссерские эскизы «Отрочества» Толстого(в сценической адаптации Ярославы Пулинович) и сказки венгра У.Дюла «Все мыши любят сыр».

Пьесы очень разные по своей стилистике. Интересно, что два текста написали наши тюзовские люди: актриса и постановщик Елена Краснова и сотрудник литературной части Анастасия Колесникова. Пьеса Красновой задевает то больное в нашей душе, о чем обычно стараются не говорить: горечь и безнадежность кавказской войны. И ее жертвы - молодые ребята, точнее, обрубки их тел, брошенные умирать в госпиталя.

Наивно переданы автором сцены прошлого счастья - «пробежки» героев между больничных кроватей.  Порой возникают проколы смысловые, они не имеют отношения к видениям медсестрички, где солдат еще цел и здоров. Эпизод с девочкой-террористкой психологически неубедителен. Ноне это важно? В пьесе нет надрыва, просты и понятны истории каждого солдата, четко, хоть и схематично, даны  образы медиков: строгий врач, добрая нянечка, нехорошая медсестра Надя, поманившая калеку  несбыточным счастьем, хорошая медсестра Маша.

«Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть не дрожавшей рукой»… Если говорить с нынешним зрителем об инвалидах Чечни, то именно так - без истерики.

История была бы совсем простенькой, когда бы не мудрость книги, которую читают герои. Это «Пророк» Халиля Джебрана. Чем глубже печаль проникает в ваше естество, тем большую радость вы можете вместить. Разве чаша, что хранит ваше вино, не была обожжена в печи гончара? И разве лютня, что ласкает ваш дух, не была вырезана из дерева ножом?

Знаю,что и у Леночки Красновой жизнь нелегка. Видно, она сама нашла утешение в словах книги. И  написала такой мужественный текст.

Камешки для императора

В пьесе Насти Колесниковой исторический антураж - изюминка, которая  придает колорит дружбе благовоспитанной английской девочки с бывшим  владыкой мира Наполеоном. Было заявлено ,что пьеса написана по мотивам повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров». И я про себя подивилась, как ловко и грациозно проза переделана в драматическое произведение.

Открыла повесть - и изумилась еще больше. На самом деле, дочери английского купца Бетси там уделено всего две страницы. Положив за основу реальную привязанность великого изгнанника  к девочке, автор удачно  развила тему розового платья с оборками (выигранного Наполеоном у Бетси в карты) и остроумно связала ее с темой  побега  узника, планы  которого бесконечно строят бонапартисты. «Трудная» загадка про слона и Наполеона добавила шутливые краски.

Драматург  вольно соединила  двух английских  девочек (русский граф женился потом не на Бетси, а на дочери губернатора острова, да и сладкий пудинг с коричневой коркой – предмет  обожания не Бетси)и показала, как непосредственность ребенка рождает «чувства добрые» в одиноком и гордом императоре. В конце пьесы он увлеченно кидает камешки в воду вместе со своей  поредевшей свитой. Финал  немного «тюзовский», но всем ее ходом оправданный.Хуже было бы, если б автор инсценировки оттолкнулась от иной фразы повести: «Так, дразня четырнадцатилетнюю девочку, колотя ее и утешая дорогими подарками, бывший император проводил с ней целые часы».

Читка была почти мужская – в пьесе  только одна женская роль.. На слух воспринимать «мужской текст» сложновато, особенно младшеклассникам. Давно известно, что женщина - актриса (пусть и средняя) всегда «переиграет» хорошего актера На обсуждении даже говорили, что вторая часть пьесы кажется более монотонной. Мне так не казалось. Вся история невелика по объему, изящна и  стремительна. Только ставить ее надо в виде  читки-показа. И обязательно - «Продолжить работу», по классификации Лоевского.

Обнаружила маленькую неточность: Бастилию народ Франции разрушил еще в 1791 году, а в пьесе  о ней говорится, как о действующей тюрьме.И русский граф   в повести куда моложе, чем в пьесе (взрослые  знают толк в театральных условностях - дети нет). Но это детали.

Белые против серых

На Малой сцене тюза молодой столичный режиссер Наталья Шумилкина представила французскую пьесу «Дзынь». Наш театр только еще начинает осваивать тексты познавательно-притчевого характера. В афише театра - «Росток», лирический  рассказ (а больше - показ) для самых маленьких о живой энергии растений. «Дзынь» – из того же ряда, он знакомит с круговоротом воды в природе.
Режиссер постаралась, насколько это вообще возможно, сделать показ образным и доступным. Есть очень поэтичные моменты («Слышишь, слышишь? Летят капли с крыши. Вот история капли, чистой водицы»). Но текст не везде детям понятный, а кое-где и шероховатый. Или это огрехи перевода? «Слушай, капелька моя, Европу-полиглотку».

Несколько удивил выбор для экспериментальной лаборатории старой, хорошо известной пьесы Урбана Дюла. Жанр ее обозначен в театральной библиотеке как «пьеса для кукольного театра». Кто ж не знает, что «Все мыши любят сыр»? «Это желание театра», - объяснил  руководитель лаборатории. Что ж, при таком голоде на детскую драматургию… А Дюла - это уже классика, и  театральная,  и  мультипликационная.

Веселая и поучительная история о войне Серых и Белых мышей и примиривших их отпрысков (сказочно-ироническая версия «Ромео и Джульетты») поставлена петербурженкой Евгенией Никитиной с выдумкой и размахом. Примитивные куплеты, исполняемые героями пьесы, становятся в спектакле  эстрадными шлягерами. Кот Маг (Ирина Протасова) не только всесильный  чародей, но и поп-дива с микрофоном, являющаяся  на верхотурев разных модных «прикидах».

Остроумно представлено высокомерное семейство белых «очкариков» (Папа и Мама - Артем Кузин и Мария Климова). Хороши серые мыши (превосходна воинственная Мама - Елена Краснова). Но они  пока играют более «бытово»,выступая в иной весовой категории.

Тема любви школьников всегда сложная для разговора. Юмористический и сказочный ракурс позволяют поговорить о любви без пафоса и  без пошлости. Спектакль, лишь пунктирно намеченный, вполне может зажить своей жизнью.

Две пьесы привезла Ярослава Пулинович, екатеринбургская звезда новой драматургии. Настоящий катарсис когда-то вызвала ее «Наташина мечта», представленная на нашей лаборатории  ( сразу вошла в репертуар).Случались у нас читки и других пьес Пулинович. Они всегда становились  событием.

Пьесу «Бесконечный апрель» актеры прочли застольно, и это правильно. Невозможно показать  жизнь нескольких поколений (за сто лет!),  притом, что  пяти персонажей - из семи - уже нет в живых, а действие постоянно смещается в пространстве и времени, чисто актерскими средствами. Тут требуется сложная  постановочная работа ,целая световая палитра, возможно, кинопроекция
Ярославе щедро отпущен талант показывать жизнь человеческого духа в  его разных земных ипостасях. Увлекла она народ и этими пьесами. Жизнь обыкновенного петербургского интеллигента Вени дана в отдельных картинах, но они, как мозаика, складываются в единое целое. Трогательна сценка с блокадным малышом, чудесна сцена в поезде, где домашние яички, которыми попутчица  пытается  накормить соседа, микшируют их внезапную любовную горячку. Светел финал с мамой, одна она по-настоящему любит и жалеет своего несчастного сына. Но - безумие и онкология, не слишком ли много на одного героя?

И язык трех героинь – Бабушки-Мамы-Дочки - вызывает нарекания. Не самой грубостью, а ее психологической неточностью. Вроде, если герой хороший, то он должен абсолютно правильно говорить по-русски, и наоборот. За что полюбил герой Галю Старшую? От ее речей в детстве Веню  коробит. Он же ненавидел эту нахалку, ждал, когда она уйдет. А детские впечатления самые сильные. Потом оказалось… что любил он всю жизнь только ее, она–его.

Галя Младшая - тоже со своим жаргоном и душевным вывихом. Устроить «Сейшн в стиле блокады»… в городе, ее пережившем. Не вся  молодежь говорит у нас «офигеть», и не на каждом шагу.А откуда у мамы, преобразившейся с годами, и у такого интеллигентного папы взялась эта ужасная дочка, с мозгами и сердцем курицы? Сцена с продажей квартиры вообще выбивается из общего сюжета своим неправдоподобным цинизмом. Зло не так примитивно, как кажется. Оговорюсь, что мое мнение чисто субъективное и идет вразрез с восторгами актеров и зрителей на обсуждении после читки.

Мама, зайцы, Масловка

Пьеса "Отрочество" написана по мотивам повести Льва Толстого, пожалуй, лучшей о поре взросления юной души. Поставил ее в режиме читки - показа московский режиссер Алексей Логачев. Прекрасна тихая Мама(Виктория Самохина), обаятельный Руслан Дивлятшин незаменим в роли рефлексирующего подростка. На месте тут и другие актеры - «дети». Отвратителен своими притязаниями «француз» (неожиданная метаморфоза Валерия Емельянова).

А от театра постмодернизма привет – эти  три зайца. Толстые, неуклюжие, точно карапузы, делающие свои первые шаги. Смешные и трогательные - как знак того, что уже не будет у Николеньки ни бездумной детской  любви, ни  самого детства. Все осталось  в Масловке: мама,  природа, безмятежная пора.

Если б степень «детского горя» Николеньки в спектакле была  чуть выше, то примирение сына с отцом в финале вообще стало бы катарсисом. Но новое поколение у нас - самое ироничное. Из опасения  излишних сантиментов и придана действию заячья тройка.

А вот неожиданные «неологизмы» текста удивили: «Нет. Это частная история… Мы  все теперь как будто половинчатые… Нам можно дарить что-нибудь нематериальное… Ностальгию по детству вызовут». Я засомневалась в своих сомнениях – перечитала Толстого. Ну, ладно, это лишь   вольное обращение с языком позапрошлого века. Странны две сцены, придуманные драматургом. Когда отчаявшийся Николенька всем  грозиться (хорошенькой девочке Сонечке - какими-то сплетнями о ее матери!!) и когда он читает Пушкина, а папа дословно пересказывает шутку  нашего времени («В юности в романтическом порыве придумал «Я помню чудное мгновение». А выяснилось, что все тот же Пушкин меня уж опередил!»)

Режиссер все нелепости убрал (надеюсь, не оставит и в окончательном варианте!), многое сократил. Порой напрасно. Теперь не совсем понятно, почему Николенька так взъелся на француза. Не осталось и намека на легкомыслие отца в амурных делах. А это был удар для сына. Жаль и линию Сонечки, она очень важна для Толстого. Не с нее ли начинается будущее противостояние его и Софьи Андревны? (Николенька. Я вдруг почувствовал презрение ко всему женскому полу вообще и  к Сонечке в особенности).

Драматург очень свободно обходится с толстовским сюжетом. На деле Матушка умирает после отъезда Николеньки из имения, простудилась она не на охоте, с любимым учителем Карлом  Ивановичем они распрощались уже в Москве, гувернанка Мими холодна и зла - дети ее не любили и т.п.

Но и в «свободном режиме» толстовский текст работает, задает зрителю свои вопросы. Спектаклю  Логачева-Пулинович тоже поставили оценку в форме пожелания: «Продолжить работу».

«Очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым... А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и  кто виноват в том, что они не осуществились».

Эти вопросы без ответов подходят ко всем пьесам лаборатории, несмотря на их полное  несходство. Будет ли счастлива медсестра Маша со своим безногим-безруким солдатом? Был ли счастлив редактор Веня из уплотненной квартиры? Долго ли продлится безмятежная игра Бетси с необычным узником? Примирятся ли высокомерные белые с навязанным им серым родством? Успеет ли насладиться мгновеньем жизни Капелька?

Лаборатория теми хороша, что предъявляет новый текст, дает для его освоения сжатые сроки  и позволяет актеру порассуждать над ним вместе со зрителем. А еще - вместе с  драматургом и критиком.В работе нашей участвовали Ярослава Пулинович, молодые театральные критики из Санкт-Петербурга Ася Волошина и Павел Алексеев.

Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


03.06.2024 Работа касс в июне

В июне кассы переходят на летний график! До конца июня кассы театра работают ежедневно, с 10:00...


05.06.2024 Попади на последнюю премьеру сезона!

20 и 21 июня – завершаем сезон яркой премьерой – эгокомедией Максима Меламедова «Без ума от горя»...


05.06.2024 «Пресс-секретарь года» работает в нашем театре

31 мая 2024 г. в Москве выбрали лучших специалистов страны в сфере связей с общественностью. Здесь...


Все новости