«Отцы и дети» — вне времени



Название издания: CityGu.Ru. Интеллектуально-развлекательный портал
Дата выхода: 23.02.2021
Автор(ы): Елена Имбирева


Помните уроки литературы в школе? А конкретно роман Ивана Тургенева «Отцы и дети»? И как вам Базаров, нравился? В ХХ веке школьная программа по литературе упорно преподносила его, как героя сугубо положительного, но даже тогда, невзирая на риск получения «неуда», как-то не хотелось иметь такого человека в друзьях. Памятуя об этом, вдвойне интересно было узнать, как же преподнесет зрителю это, безусловно, сложное и неоднозначное произведение Саратовский ТЮЗ. Немало интриги привнесла и премьерная афиша, на которой название классического романа соседствует с узнаваемым изображением монстра из вполне современного фантастического фильма «Чужой». Спектакль был готов предстать перед зрителями еще в сентябре 2020 года, но из-за эпидемиологической ситуации и связанных с ней ограничений премьера откладывалась. И вот, наконец-то, 19 февраля первые зрители смогли увидеть этот спектакль, поставленный режиссером из Санкт-Петербурга Владимиром Золотарем по инсценировке Адольфа Шапиро. А накануне премьеры в театре состоялся показ для представителей СМИ.

О спектакле
Понятие «современный взгляд» применительно к классическому произведению частенько вызывает некоторую настороженность у публики, потому что результаты «осовременивания» иногда таковы, что непонятно, что в итоге предлагают публике. Саратовский ТЮЗ таким отношением к первоисточникам, к счастью, не грешит. Спектакль «Отцы и дети» не осовремененный, он, скорее, вневременной, как и сама проблема отцов и детей, старого и нового, баланса в единстве противоположностей. Это подчеркивается и оформлением сцены, где самовар прекрасно уживается с современной стиральной машинкой, холодильником и телевизором, разместившимися среди пышных цветочных клумб, и костюмами, лишенными исторической точности и в то же время несущими в себе детали разных эпох. Все это выглядит не только органично, но и просто красиво, а текст, полностью сохраняющий специфику Тургеневского языка, прекрасно «ложится» на эту картину. Такое «смешение времен» — осознанная позиция режиссера Владимира Золотаря, подчеркнувшего, что театр – это «про сейчас».

Спектакль богат нюансами, элегантными интересными штрихами, тонко расставляющими нужные акценты, сохраняя бережное отношение к первоисточнику. Описывать их – значит, лишить зрителей, которые еще не видели спектакль, удовольствия первооткрывателей. Одно можно сказать с уверенностью – спектакль красив, умен, интересен и прекрасно «держит баланс» между старым и новым.

О Базарове
Евгений Васильевич (Руслан Дивлятшин) бесцеремонен до грубости, безапелляционен, резок. И настолько все это подчеркнуто-демонстративно, — и «Аркадий, спичку!», и совершенно свинская манера есть, и много еще чего, — что поневоле очень быстро закрадывается мысль: не слишком ли? Не переигрывает ли он в своем желании быть «не таким», «независимым», «все ломающим»? Не позерство ли? Да, в первых сценах Базаров – весьма неприятный тип, как, собственно, и запомнилось со школьных лет. Но как мгновенно меняется его манера и даже голос, когда он подходит к ребенку Фенечки (Анна Соседова).  Кажется, вот он, настоящий Базаров, выглянул-таки из-под маски. Дальше – больше. Сцена на балу, где он сталкивается с «новыми и передовыми людьми», в числе которых Авдотья Никитишна Кукшина (Ирина Протасова), этакая нарочитая эмансипэ. Скучно! Ему, Базарову, отчаянно скучно в обществе подобных «единомышленников», с удовольствием подхватывающих форму и не видящих за ней содержания. А тут еще явление (иначе не скажешь, так выстроена сцена!) Одинцовой (Марина Климова) выбивает его из колеи раз и, как потом окажется, навсегда. И вот где-то к концу первого акта вдруг начинаешь замечать, что Базаров умен, образован, критичен, — отличные на самом деле качества, которые изначально не хочется замечать из-за его, мягко говоря, неприятного характера. Вслушиваешься в его слова и слышишь суждения, вполне здравые независимо от эпохи.

После этого совсем иначе воспринимается и его встреча с родителями. Люди с почти полным отсутствием эмпатии, с низким эмоциональным интеллектом рождаются вне зависимости от эпохи. Прибавьте к этому обожание родителей, готовых подстраиваться под сына, уверенных в его «великой судьбе» — и вот вам Базаров. Его даже не попытались научить любить или хотя бы донести до него, что чувства, любые добрые человеческие чувства и эмоции – это не слабость и не глупость, а испытывать их естественно. Сейчас бы, наверное, сказали, что Евгений не социализирован. Безоглядное обожание отца (Александр Федоров) и безусловная любовь матери (Марина Полозова), наложившись на врожденные качества характера Евгения сыграли с ним злую шутку, сделав Базарова, как бы парадоксально это ни звучало, совершенно неготовым к жизни.

Полное зрительское неприятие Базарова в начале спектакля сменяется интересом, а затем если и не пониманием, то в определенной степени сочувствием. Меняется Евгений на протяжении спектакля или просто раскрывается? Возможно, и то, и другое. Но ясно, что Базаров в начале спектакля и в конце — это совсем не одно и то же. По крайней мере, в финале смерти ему, даже в качестве воздаяния, не желаешь точно. Кажется, поживи Евгений еще немного — и понял бы нечто большее, чем то, чему учили в университете, что приносит «реальную пользу». Может, уже и начал понимать – шутливо «благословляя» влюбленного Аркадия (Алексей Анисимов), становясь чуть мягче и снисходительнее к родителям… Не успел.

Еще немного о спектакле
Если говорить о работе актеров, то спектакль «Отцы и дети» производит очень целостное, буквально монолитное впечатление. Это тот случай, когда нельзя выделить чью-либо игру и крикнуть отдельное «Браво!» в адрес конкретного исполнителя. Цельный, органичный ансамбль. Да и Владимир Золотарь отметил, что работать было легко, быстро возникло полное взаимопонимание с актерами: «У меня в конце работы иногда бывают мысли, что вот бы сегодня репетиции не было, голова бы, например, заболела… Здесь ни разу таких мыслей не возникало». Это первый опыт совместной работы питерского режиссера с Саратовским ТЮЗом и, глядя на результат, хочется верить, что не последний.

Источник: https://citygu.ru/ottsy-i-deti-vne-vremeni.html




Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


03.04.2024 Объявляем «Марафон неклассической классики»!

Победитель получит пригласительный билет на предпремьерный показ новой постановки по русской класс...


10.04.2024 Отмена спектакля «Оруженосец Кашка» 18 мая!

18 мая 2024 г. спектакль «Оруженосец Кашка» не состоится. Показ, запланированный 19 апреля 202...


Все новости