Среда для самокатов



Название издания: Страстной бульвар, 10
Дата выхода: 30.06.2022
Автор(ы): Ирина Крайнова


Есть ли жизнь в других песочницах? И существуют ли в космосе другие? Или наша одинока во Вселенной? Единственная, неповторимая, где вынужденно сидим мы все, большие и малые, кто с совком, кто с лопатой...

Эскиз пьесы Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Песочница с вайфаем в космосе» показали на новом проекте нового главного режиссера Саратовского ТЮЗА Киселева Георгия Цнобиладзе «Среда обитания». Теперь по средам на Камерной сцене исторического здания театра проводят читки-показы современных текстов для подростков. Обсуждают их тоже юные зрители. Это принципиальное требование «главного». Амбициозный ученик Льва Додина намерен вернуть в театр зрителей, для которых он когда-то и создавался. Не за ручку с мамой-папой, не в мамаевом школьном «набеге». Добровольно, с улицы, пусть хоть с этими их самокатиками. «Самые свежие тексты. Самые больные темы. Самые острые вопросы. После показа - обсуждение, где можно высказаться без купюр. Жесткая критика и респекты одинаково приветствуются...» Такое вот программное высказывание.

Строго говоря, в «Песочнице» ни сюжета, ни четко очерченных характеров, ни «стоящего» конфликта: никто никого не избил, не убил. Даже не пытался. Всего лишь две ученицы - «нарывы на теле народного образования» - (Наталья Горячева и Елена Земскова) пришли на проработку к «классному». Точнее, вкатились в дверной проем в немыслимых майках-шортах из мусорных мешков (умопомрачительна здесь работа художника Ольги Колесниковой). А «классный», симпатяга Игорьиваныч (Александр Андрюшенко), говорит «на камеру» общие слова, чтобы его не заподозрили бог знает в чем. Мама Наташи, милая женщина (Дарья Сосновская), пытается, видимо, по совету психоаналитика, лепетать с 15-летней дочерью, как с трехлетним несмышленышем. Отец Майи (Алексей Ротачков)... но что с него взять: странностью улыбки приближается к Иннокентию Смоктуновскому. Хиппующий дед Паши (Валерий Емельянов) с волосами до плеч готов благословить все авантюры внука. Дедушке и во сне не привидится, что инет-подружка внука годится ему в матери. Есть еще Стас (Евгений Шикин) - наглядная демонстрация кроссовочных трендов. Сбывает их «классному». Ну и Потоп, которого так много в тексте, уже всем по колено. Потоп = Поток информации, с которым мы уже не справляемся, или так буднично подан Армагеддон?

С высоты моих «16+ бесконечность» текст про «песочницу мироздания» показался очень даже молодежным. Но на обсуждении школьница заявила, что авторы пишут как бы от лица подростков, однако это взрослый текст на их взгляд. Каждый из нас смотрел свою пьесу. В силу возраста, образования, эмоционального опыта. Кто-то отметил, что учитель Игорьиваныч ближе всех к тинейджерам (недаром его имя любовно нацарапано в женском туалете). Кто-то - что взрослые те же дети, и они готовы сутками пропадать в чате, выкапывать «тайные совочки», слушать оглушительные ритмы. Но они закованы, как в латы, в ограничения своего мира. А кто-то увидел обиду на родителей, которые мало общались с детьми.


Глухие у моря

В рамках проекта Георгий Цнобиладзе поставил также эскиз пьесы Марты Райцеc «Я - кулак. Я - А-н-н-а», где существуеют только два мира: глухая девочка и остальное человечество. Жизнь 12-летней Ани - как жизнь белой вороны в чужой стае. Неважно, глухая она, хромая или слепая - она просто другая. Крайне остро чувствующая фальшь взрослых, раздражение одноклассников, озлобленность толпы. В пьесе лишь один внутренний монолог. Это непросто поставить, еще труднее сыграть.

В эскизе появились уже элементы законченной постановки: декорации, пластика, костюмы. Стеклянная стена глухо отделяет девочку от остального мира. За стеклами Мама - Елена Краснова, мечтающая о нормальной дочке, Бабушка - Нина Пантелеева, фанатично верующая; Сурдолог - Татьяна Чупикова и Учительница - Вера Яксанова вдалбливают упражнения, хотя очевидно, что она никогда не услышит. Одноклассники беззвучно ссорятся, мирятся. А Внутренний Голос Ани (Марина Климова) сдержанно, почти спокойно читает дневник рано повзрослевшей девочки.

Жизнь «за стеклом» в выразительных пантомимах от Алексея Кревеги не слишком ей понятна (и неясно видна), но всегда враждебна. Понравилась Соседка с красным ковриком (Наталья Горячева). Уехала! Наметилась подруга (Эльвира Иртуганова) с заклеенным «очком». Та предает прилюдно, громогласно...

Цвет очень важен для глухих. Аня наизусть знает тона своего окружения. А ее питомец веерохвост по имени Лондон золотого цвета. Рыбы тоже почти глухие. Они якобы слышат шестым чувством. В спектакле рыба метафорична - невесомая, на ниточке. Вторая часть текста фантазийная, она воспарит над реальностью как превращенный в чайку Лондон. Девочка с Рыбой, отдав все папины деньги проводнице (хорошо, что из эскиза ушла реалистичная сцена в поезде), едет к океану - Тихому, как она сама. Аню играет девочка в джинсах и белой майке, как и ее Внутренний Голос. Лишь к финалу мы узнаем, что она - Ксения Литюшкина из интерната для глухих и слабослышащих

Режиссер мечтал услышать на обсуждении сверстников Ани. Трудно «докричаться» до них сквозь плотный строй словоохотливых учительниц. Интернатский мальчишка просто поднял вверх большой палец - жест, знакомый всем. Пьеса - своего рода сталкер в нашем очерствевшем мире.


Он + Она не = Они

Третья «средовская» пьеса - «Это всё она» Андрея Иванова. Убогий сленг, аватарки, стена отчуждения между матерью и сыном. Даже не стена - неодолимое силовое поле разъединило поколения.

В московской постановке режиссера Филиппа Виноградова (ученик Крымова и Каменьковича) героев - Его и Ее - разделял помост. Только их компьютерные персонажи Тоффи и Тауэрский Ворон сближались где-то за спинами зрителей. «Комнаты разделены чем-то бОльшим, чем просто стена», - ключевая ремарка автора. В саратовском эскизе «больше, чем стена» - цельнометаллическая, как сейфовая, дверь.

Пьеса хоть и не «самая свежая», как грозился главреж, но очень популярная, идущая на всем постсоветском пространстве. Как ни странно, отрицательные эмоции рождает тут не столько Костик 14-15 лет, возжелавший остаться сироткой с нетбуком, а его мать - неумная, негибкая, дремучая в вопросах подростковой психологии. Она помнит время, когда сын был другим. Но был жив отец, харизаматичный, ироничный, с ним сын был готов отправиться хоть на рыбалку, хоть на волейбол.

Смерть отца обозначилась загадочным красным пятнышком на рукаве (в тексте много недомолвок, они уводят нас от отяжеляющего бытовизма). Как рухнула каменная стена. Мать и Сын, придавленные обломками, скорбят каждый на свой лад. Им бы кинуться другу к другу, выплакать горе... Мать, перебрав все способы «контакта», вплоть до «реинкарнации» попугайчика, придумает себе «ник» и станет интернет-девочкой с лиловыми губами. Цель-то «благая» - разведать, чем дышит ее уже почти виртуальный мальчик. Но она не может остановиться, и ее затягивают всемирные «сети».

Некий штамп «bad mam» (Марина Полозова) сменит у экрана юная «готка». Угрюмого, несимпатичного подростка (Александр Степанов) - накачанный Бэтмен (Алексей Кривега). Есть еще важный «участник действия» - высоко подвешена клетка, которую нещадно футболят обе стороны.

Мать видит все сквозь розовые очки, цитируя любимую сказку про мальчика, который не хотел взрослеть. «Но я не Питер Пэн!», - напомнит заигравшейся матери сын, шагнув на подоконник... Свет гаснет, в дверь звонят. Курьер? Возникшие в ином мире сущности с «никами» вместо имен? Тема непредсказуемости знакомства в сетях, поданная в «Песочнице» с легким юмором, здесь обернется драмой.

После эскиза снова была дискуссия, родительницы повозмущались, что герой пьесы... не помогает дома маме, живет в «компе». Но его ровесницы разглядели не только «интернет-зависимость»: «Когда нашелся человек, которому веришь, и вдруг все оказывается враньем... это предательство. Мир рушится».

ОН и ОНА никогда не будут ОНИ. Потому что между ними не глубокий ров, не высокий вал, а «нечто большее». В спектакле, когда сын в шаге от смерти, мать в два прыжка одолеет это «нечто». Немного монотонная пьеса каким-то своим, очень острым концом задевает всех.

Проекты «Среда обитания» - это и конкурсы, и разрешение снимать в зале на мобильник. Игры в соцсетях и на сцене. Будут еще постановки, эскизы с участием детей из театральной студии им. О.П. Табакова при ТЮЗе. Придут ли после всего в театр те, кто относится к 97 процентам туда не ходящих?

Источник: http://strast10.ru/node/6066

Назад в раздел

Новости

09.08.2024 Новые правила покупки и возврата билетов

В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...


09.09.2024 Старт продаж немного задерживается

Мы вместе с вами ждем появления заветной даты и переживаем, что ожидание затягивается. Новая с...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия ...


22.05.2024 Наша группа ВКонтакте – лучшая среди госпабликов Саратовской области

Мы – первые среди государственных пабликов Саратовской области в номинации «за интересное содержан...


Все новости