Драматурги. Текущие спектакли.
Гоцци Карло
Карло Гоцци (1720-1806), итальянский драматург. Брат писателя и критика Гаспаро Гоцци. Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Король-олень» (1762), «Турандот» (1762) и др.; трагикомедии в манере испанской «комедии плаща и шпаги»; «Бесполезные мемуары» (1797) о жизни театральной Венеции.
Карло Гоцци — итальянский драматург и поэт Венеции. Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл в прозе и автобиографические записки: «Memoire inutili» (бесполезные записки), но все это давно забыто и известность Гоцци зиждется на его деятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет, которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в пору процветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее время — исключительно историко-литературное.
Драматическая деятельность Карло Гоцци выразилась, главным образом, в энергетическом, можно даже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой он усмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию) совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедиях Гольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнего возвысить первобытную и грубую «Commedia dell'arte» на степень художественной «комедии характеров», увидев и здесь еретическое посягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точка Карло была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степени фальшивым. Карло Гоцци осуждал Гольдони, например, за то, что он «представлял на сцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ее осязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателю изяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегда нравится...».
В противодействие Гольдониевской «комедии характеров», Карло Гоцци ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) — старое, малоупотребительное итальянское слово — и которые представляют собой соединение старого «балаганного» элемента с романтическим: первого — в виде сохранения, но в довольно изуродованном виде, старых «стоячих масок», второго — в массе волшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее к пантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить и полемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой же из этих пьес («L'amore delle tre Melarance»), направленной против Гольдони; за нею последовали «Ворон», «Турандот» (впоследствии переведенное Шиллером), «Король Олень», «Женщина Змея», «Зеленая птичка», которую автор назвал «философской сказкой» и в главных действующих лицах которой — двух новых философах — ополчился против новой французской философии. Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатические нападки.
Fiabe Гоцци в течение десяти пятнадцати лет пользовались значительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнему интересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей. Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду «комедий или трагикомедий», которых написал больше двадцати и большинство которых имеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категории произведений Карло Гоцци в настоящее время не появляется на итальянской сцене почти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесам вообще «не хорошим», находит в них постоянное присутствие «интереса, жизни и веселости». Между тем как часть современной Гоццовской критики признавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (и притом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многих отношениях справедливый приговор: «Гоцци», — говорит Угони — «обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебный культуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabe принизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в них принципы полного обскурантизма».
Наиболее полное собрание сочинений Карло Гоцци издана в Венеции 1802 г. Ср. Margini, «Carlo G. e ie fiabe» (1876).
Спектакли:
Ворон (постановка 1959 года)
Любовь к трём апельсинам (постановка 2011 года)
Король-Олень (постановка 2016 года)
Новости
14.01.2021
Правила посещения театра в связи с пандемией COVID-2019
Напоминаем Вам, что сейчас действуют ограничения, установленные требованиями государственных властей...
19.01.2021
Дополнительные спектакли в январе
По многочисленным просьбам зрителей в репертуар января добавлены новые спектакли:
М. Твен «Приключения...
14.01.2021
Театры открываются! Открыта продажа билетов на январь
Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва откроет 103-й театральный сезон в субботу...
20.01.2021
Молодые артистки театра получили стипендии Губернатора
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев присудил именные творческие стипендии на 2021 год молодым...
Все новости
-
«Цветок для Ниночки» -
«Женитьба Фигаро» -
«Оруженосец Кашка» -
«Приключения Тома Сойера» -
«Отцы и дети» -
«А зори здесь тихие» -
«Метод Грёнхольма» -
«Дураки на периферии» -
«Буря» -
«Мама, папа, я» -
«Где ты был так долго, чувак?» -
«Тропа» -
«Богатые невесты» -
«Ёженька и нарисованные человечки» -
«Приключения Незнайки на Луне (детская студия) » -
«Салтан» -
«Калека с острова Инишмаан» -
«Наша Золушка» -
«Сказка о потерянном времени (детская студия)» -
«Питер Пэн и Венди (детская студия)» -
«Кентервильское привидение (детская студия)» -
«За зимою снова лето (детская студия)» -
«Фома Опискин» -
«Белая гвардия» -
«Дядя Ваня» -
«Путешествие Петьки и Кольки в Бразилию» -
«Двенадцать стульев» -
«Снежная королева»
