Драма, необходимая юношеству



Название издания: Земское обозрение
Дата выхода: 01.11.2011
Автор(ы): Борис Глубоков


В Киселёвском театре юного зрителя – премьера «Софокл. Эдип, тиран». Это драма – столь необходимая нашему русскому юношеству. Подана пьеса режиссёром – французским немцем Матиасом Лангхоффом как синтез наработок европейской театральной культуры, однако – преподнесённый сугубо через авторское видение самого Лангхоффа.

Берётся определивший европейское мировоззрение миф. При опоре на труды Фрейда, Брехта, Пазолини стоит отрешиться от общекультурного багажа и просто смотреть.  Пьеса изначально создана немецким романтиком Фридрихом Хёльдерлином. Текст использован Хайнером Мюллером при создании в 1967 году «пьесы-модели» «Эдип-тиран». Многолетний опыт Лангхоффа, одного из самых дорогих современных европейских режиссёров, входящего в десятку крупнейших мастеров, транскрибирован попаданием режиссёра в русскую среду: в окружающий быт Саратова, знакомство с  высочайшим уровнем работы наших ТЮЗовских артистов, музыкальные темы художественного руководителя муниципального театра «Балаганчикъ» Игоря Гладырева.

Фабула встроена Лангхоффом как в саму «пьесу-модель», так и в клиповый визуальный ряд, при просмотре спектакля воздействующий на подсознание. Использование в своеобразной прелюдии проекции видеоряда с образами детей прослеживается к своеобразной интерлюдии с бардовским пением и даже рэпом к финалу – очень «разомкнутому», распахнутому в вечность благодаря детской непосредственности, безмятежности. В финале мизансцена с детьми выстроена режиссёром удивительно, даже неожиданно и – удачно: девочка, играющая подобной стрекозьим крыльям телевизионной ретро-антенной, двое мальчиков, играющих в мяч…  Вошедший в анналы саратовской поэзии прошлого века стих члена литобъединения «Контрапункт» Сергея Рыженкова так и начинается: «А мальчики играют в мяч, А девочки играют в дочки. И попадают все под дождик Склоня головки и сломя…».

История Эдипа при клиповости подана удивительно деликатно – без скатыванья к натурализму. Да, на сцене играется переход человека в царство Аида. Внезапно валится на бок и умирает один из персонажей, затем по ходу пьесы хоронят детей. Подлинное искусство ( а именно такое создал для нас Лангхофф) не десакрализует миф, тему человеческого бытия. Новый спектакль деликатное отношение к теме смерти  роднит с другой постановкой ТЮЗа – «Мальчиками» Достоевского.

Декорации частью проецируют искушённое зрительское восприятие на «Пианиста» Полански. С другой стороны – в «Лолите» Набокова обыгрываются слащавые названия кафе и магазинов, а использование Лангхоффом стереотипного названия советского кинотеатра воспринимается концептуально, но не юмористично. Драма, созданная Лангхоффом, светла и поэтична. Она прекрасно воспринимается любым зрителем, но особенно – юным.


Назад в раздел

Новости

01.03.2024 Выберите лучший театр и спектакли сезона!

«Денискины рассказы», «Сын», «Гроза» – выберите лучшие спектакли сезона! Международная премия зрит...


27.03.2024 7 статуэток «Золотой Арлекин» и спецпризы от жюри

ТЮЗ Киселева собрал коллекцию наград XII областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» З...


19.04.2024 «Майская ночь» в подарок

Объявляем розыгрыш пригласительного билета на один из самых популярных спектаклей нашего театра! ...


22.11.2023 Наш телеграм-канал – лучший по версии «ТопБЛОГ»

Наш телеграм-канал стал победителем 3-го сезона проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия ...


Все новости