Драма, необходимая юношеству
Название издания: Земское обозрение Дата выхода: 01.11.2011 Автор(ы): Борис Глубоков |
В Киселёвском театре юного зрителя – премьера «Софокл. Эдип, тиран». Это драма – столь необходимая нашему русскому юношеству. Подана пьеса режиссёром – французским немцем Матиасом Лангхоффом как синтез наработок европейской театральной культуры, однако – преподнесённый сугубо через авторское видение самого Лангхоффа.
Берётся определивший европейское мировоззрение миф. При опоре на труды Фрейда, Брехта, Пазолини стоит отрешиться от общекультурного багажа и просто смотреть. Пьеса изначально создана немецким романтиком Фридрихом Хёльдерлином. Текст использован Хайнером Мюллером при создании в 1967 году «пьесы-модели» «Эдип-тиран». Многолетний опыт Лангхоффа, одного из самых дорогих современных европейских режиссёров, входящего в десятку крупнейших мастеров, транскрибирован попаданием режиссёра в русскую среду: в окружающий быт Саратова, знакомство с высочайшим уровнем работы наших ТЮЗовских артистов, музыкальные темы художественного руководителя муниципального театра «Балаганчикъ» Игоря Гладырева.
Фабула встроена Лангхоффом как в саму «пьесу-модель», так и в клиповый визуальный ряд, при просмотре спектакля воздействующий на подсознание. Использование в своеобразной прелюдии проекции видеоряда с образами детей прослеживается к своеобразной интерлюдии с бардовским пением и даже рэпом к финалу – очень «разомкнутому», распахнутому в вечность благодаря детской непосредственности, безмятежности. В финале мизансцена с детьми выстроена режиссёром удивительно, даже неожиданно и – удачно: девочка, играющая подобной стрекозьим крыльям телевизионной ретро-антенной, двое мальчиков, играющих в мяч… Вошедший в анналы саратовской поэзии прошлого века стих члена литобъединения «Контрапункт» Сергея Рыженкова так и начинается: «А мальчики играют в мяч, А девочки играют в дочки. И попадают все под дождик Склоня головки и сломя…».
История Эдипа при клиповости подана удивительно деликатно – без скатыванья к натурализму. Да, на сцене играется переход человека в царство Аида. Внезапно валится на бок и умирает один из персонажей, затем по ходу пьесы хоронят детей. Подлинное искусство ( а именно такое создал для нас Лангхофф) не десакрализует миф, тему человеческого бытия. Новый спектакль деликатное отношение к теме смерти роднит с другой постановкой ТЮЗа – «Мальчиками» Достоевского.
Декорации частью проецируют искушённое зрительское восприятие на «Пианиста» Полански. С другой стороны – в «Лолите» Набокова обыгрываются слащавые названия кафе и магазинов, а использование Лангхоффом стереотипного названия советского кинотеатра воспринимается концептуально, но не юмористично. Драма, созданная Лангхоффом, светла и поэтична. Она прекрасно воспринимается любым зрителем, но особенно – юным.
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости