Зайцы нашего детства
Название издания: Саратовская областная газета Дата выхода: 22.10.2014 Автор(ы): Владимир Акишин |
Из прошлого как лучшие друзья к нам порой приходят плюшевые собачки и мишки, куклы и даже грузовички, чтобы помочь в минуты душевной невзгоды. Даже если они не сохранились или их нет под рукой, игрушки-талисманы могут приснится. В воспоминаниях о детстве и отрочестве черпаем мы свои силы.
Мы благодарны игрушкам и людям, которые были рядом с нами, когда мы росли, мужали. Спектакль «Отрочество» в Саратовском академическом театре юного зрителя имени Киселева — такая благодарность. Это инсценировка повести Льва Толстого. Может быть, лучшего, что написано о тинейджерах XIX века. Теплая, ласковая, полная щемящей любви к отчему дому проза.
У автора инсценировки, драматурга Ярославы Пулинович, режиссера Алексея Логачева, художника Ольги Колесниковой была сложнейшая задача — перенести повесь на сцену, придать ей новую форму, так, чтобы вся история страданий и радостей юного Николеньки Иртеньева воспринималась современными подростками без назидания. Им удалось. «Отрочество» идет вот уже месяц с ошеломляющим успехом именно у детей. Они даже забывают про чипсы, которыми, не смотря на строгие запреты смотрителей, наслаждаются во время спектакля. Но в какой-то момент они отставляют жаренную картошку — их захватывает действие. И все благодаря зайцам — белым плюшевым зверятам, которые символизируют счастье и покой. Нет, это не застывшие фигуры, а почти настоящие, непосредственные, порой невозможно хулиганистые создания (триумвират артистов Владимира Егорова, Артема Яксанова, Александра Термасова), которые во втором действии оборачиваются мальчиками, сверстниками Николеньки).
И вот мы подошли к главному в спектакле — актеру, играющему роль Николеньки Иртеньва. Это Руслан Дивлятшин. Наверное, мы еще слабо себе представляем, исполнителя какой величины видим на сцене. Несколько сезонов назад в ТЮЗе шел спектакль «Софокл. Эдип, тиран» по древнегреческой трагедии в постановке известнейшего европейского режиссера Маттиаса Лангхоффа. Спектакль был представлен в трех номинациях на национальном театральном фестивале-конкурсе «Золотая маска», получил международное признание на европейских фестивалях. Так вот, роль тирана Эдипа там играл так же Руслан Дивлятшин. Делал это блистательно по общему мнению. Как связь между гигантским сценическим полотном и камерной постановкой? Прямая. И в спектакле про Эдипа, и в «Отрочестве» разные авторы и постановщики очень по-разному, но одинаково тонко и трагически, исследуют взаимоотношения героя с матерью. Если в древнем мифе - это мощнейший, практически вулканический взрыв эмоций, чувств, кровавых действий, порожденных узнаванием жуткой правды о том, кто есть кто, то в лирическом спектакле «Отрочество» отношения мальчика с мамой (Виктория Самохина), находясь на такой же гуманистической высоте, как и у греческих героев, строятся на полутонах, на свете, на христианской вере в неразрывность духовной связи матери и дитя. И тут и там в роли сына - Дивлятшин. В этом есть даже что-то пугающее: была опасность, что он перенес часть пережитого во время работы над «Эдипом» в новый спектакль. Но Руслан сыграл ангела. Да, ангела Николенку — чистого, наивного, непосредственного, романтичного.
Опыт узнавания жизни Иртеньевым-младшим, который приобретают вместе с ним и зрители, меняет его. За два часа спектакля, в финале мы видим совершенного другого мальчика. Николенька пережил много событий: смерть мамы, переезд в Москву. Мальчик узнал некоторые семейные тайны, познакомился с новыми людьми. Был первый бунт и первое увлечение девочкой. Но все еще сильно ангельское начало в этом подростке. Я пишу «подросток», ясно осознавая, что образ создал взрослый актер, мастер. Потрясающий опыт перевоплощения, причем без всяких внешних ухищрений. Это результат сложнейшей внутренней работы и в актерском сознании, и во всем организме. Глаза, например, смотрят совершенно по-детски. Причем, Николеньку в исполнении Дивлятшина как своего сверстника принимают зрители, которым по тринадцать-четырнадцать лет. Стоит поговорить с ними после спектакля. Я уже упоминал про забытые, недоеденные во время спектакля чипсы. Считай, для актера это золотая олимпийская медаль: проняло публику.
Зайцы, добрые духи детства, добавляют спектаклю моторики, какой-то воздушности, изящной легкости. Интермедии с их участием позволяют чуть-чуть перевести дух перед новой порцией драматических событий в жизни Николеньки и всей семьи. Эти «заячьи» сцены сделаны умно: в них много современного стеба, при этом они не лишены некоторой куртуазности.
Спектакль густо населен. Актеры играю по нескольку ролей. Так, зайцы оборачиваются дворянскими детьми - друзьями Николеньки. Заслуженный артист РФ Валерий Емельянов появляется в роли милейшего воспитателя Карла Ивановича, и в образе жесткого учителя St.Jerome. Предполагаю, что эта мозаика персонажей, выстраивается в узор, по мнению режиссера, так, как видится Николеньке: кто для него важнее, кто ближе сердцу, тот в центре, отчетливее. Пунктирно, размыто смотрится отец Николеньки (Антон Щедрин). В той же степени эскизно существует в спектакле няня Мими (Марина Полозова). Ясно, что в детстве мальчика большую роль играл старший брат – Володя (Михаил Селиванов). Он физически крепче, сильнее, расчетливее.
Неожиданно много зрительского внимания привлекает к себе горничная Маша (Ирина Протасова): она так же добрый дух детства, хотя вполне реальная простодушная хохотушка. Правда, есть пикантные моменты, которые показывают, как порой непросто было жить в барских семьях молоденькой прислуги.
В обшем-то, мы увидели спектакль-посыл, спектакль-приглашение прочить произведение Льва Толстого, удивиться красоте и свежести этой повести, ее простоте и доступности для понимания. Но даже если предположить самое печальное, что подростки книжку классика так и не отроют, все равно останутся в памяти милые зайцы из детства мальчика Николеньки.
Назад в раздел
Новости
запускаем уникальную акцию по «Пушкинской карте»! Это ваша возможность: – купить билеты на себ...
вводим ограничение на покупку билетов в кассе. Данное ограничение будет действовать в кассах ...
запланирован на 6 ноября 2024 г. Билеты в кассе появятся в момент их открытия – в 10:00. Старт...
день рождения народного артиста России, художественного руководителя театра Юрия Петровича Ошерова...
Все новости