Среди погибельных лесов
Название издания: САРЫТАУН.АРТ Дата выхода: 19.03.2020 Автор(ы): Ирина Крайнова |
«Шел май 1942 года. Стояли белые ночи. Длинные сумерки дышали густым настоем зацветающих трав. А зори здесь были тихими-тихими…»
Про тихие-тихие зори в новом спектакле говорит одна из пяти его героинь .N-ая по счету постановка великой прозы фронтовика Васильева к 75-летию Победы.Казалось бы, уже все знаешь про этих девчонок, навсегда оставшихся в погибельных карельских лесах (как окрестил их старшина Васков - Алексей Карабанов), в «мертвом, погибельном месте» среди болотных трясин. Вот и Лизу Бричкину - самую крепкую, умелую, знающую лес, как свои пять пальцев (Ирина Протасова), болото загубило. А всего лишь позабыла девушка болотные слеги, окрыленная надеждой на любовь хмурого старшины. И Соня Гурвич (Евгения Кутенева) гибнет ни за что, в прямом смысле за понюшку табака. А Галя Четвертак, маленькая детдомовская врушка ( не потерялась Надежда Червонная среди превосходно играющих ведущих актрис) сама под пули фашистские кинулась - нервы не выдержали. И остается Васков с двумя девчонками против хорошо обученного отряда диверсантов. И легли они в эту топкую землю на краю земли, где «непролазная темь осинников, бурелома, еловых чащоб», но врага не пустили дальше. В памяти чудом выжившего старшины пять девушек соединились в одно существо - юное, прекрасное, полное веселой энергии. Которому бы жить да жить…
Страшен стал Васков после гибели всех пятерых, черен лицом . Нет, он не «трясся в ознобе», не «смеялся сквозь эти слезы», не кричал, как прописано в повести. Федот Евграфыч как-то странно замер, неловко вскинув руку с несуществующей чекой и спросил яростным шепотом: « Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли…»
Это пик спектакля Елены Красновой и Виктории Самохиной. На Малой сцене тюза Киселева, в полуметре от затаившего дыхания зрителя.И все то, что будет после: приход «наших», включая самих режиссеров в ладной военной форме, пленение и увод рослых «фрицев», не имеет уже никакого значения. Важно только то, что случилось с той минуты, как мы увидели эти роскошные женские тела, вольно раскинувшиеся в разных позах, почувствовали их глубинную сущность, связь с матушкой-землей, услышали знаменитую фразу коменданта Васкова («Нашли, значит, непьющих…»), и до того мгновения, как безоружный старшина, оставшись совсем один, одолел фашистов.
А между этими двумя мгновениями - больше часа, история, известная до мельчайших подробностей, становившаяся порой дежурной (перед гибелью каждая вспоминает свою жизнь, луч высвечивает ее из мрака сцены и прочее...), но рассказанная тюзом как своя собственная, присваивается и зрителем.
Мы видим бравую помкомвзвода Кирьянову (Жанна Волошина). Она так солнечно хороша, смел а и раскованна, что было бы странно, если б из женского населения 171-го разъезда старшина Васков выбрал не ее, а какую-нибудь там «хозяйку». Недаром же ловко рубит он дрова, играя всеми мускулами под самым ее носом.
Девчонки, присланные на смену пьющим мужикам, непривычно смешливы. Я их хорошо знала, девчонок образца 22-23 года: много говорила с летчицами-расковцами. Они были именно такими. Нескладными поначалу - в больших гимнастерках ,в сапогах не по росту - веселыми хохотушками, не пока отвыкшими от первых поцелуев в «киношках» и первых вальсов в клубах. Большая беда и большая война сделали из них солдат.
Но зачем это было надо? Матерям неродившегося поколения посвятил свою пронзительную повесть Борис Васильев. Где-то ж они есть, души тех, кто так и не стал матерями. Инсценировку писала Елена Краснова. Одна фраза была в тексте про тамошние фольклорные места, за нее и ухватилась автор : «Газ болотный выходит, не бойтесь. Потревожили мы его…Старики бают, что аккурат в таких местах хозяин живет, лешак, значит. Сказки, понятное дело…»Вместе с соавтором постановки она делает «гибельные карельские леса» обиталищем женских душ. Пучина, засосавшая Бричкину (и оживающая в спектакле шевелящейся, леденяще ползущей сеткой – то ли маскировочной, то ли снимающей земной покров), не пощадила остальных, превратив их в русалок с веночками в распущенных волосах. Предсмертный крик каждой - как переход в иное состояние.
Не сразу поняла, когда они, еще живые, маняще потянулись к Васкову. Не, не плотское в них проснулось - древнее, тотемное, от пращуров .Отсюда непонятная протяжная песня. И простые белые рубахи. И загадочные улыбки в финале. Из «девах, шумных и задиристых», ковалась вековечная женская сущность. Однако «маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества» грубо перерезана вражьим ножом ,как образно замечает писатель. Но слова могут затереться, потерять начальную силу. Значить так мало. А тут мы чуем, слышим, видим эту «пряжу» среди сухих стволов и щелястых досок (образно решила тему художница Ольга Колесникова).
« Опять же туман помогал: та весна туманистой была. Чуть солнце за горизонт уходило, низины словно дымком подергивались, туман слоился, цеплялся за кусты »... Дымов-туманов в зал не много напустили (что тоже было бы общим местом), но другую книгу напомнили. «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает».
Нет ни в повести, ни в постановке никакого натужного пафоса (мол,«это праздник со слезами на глазах» и проч., проч.) А есть неизбывная тихая печаль, когда уже отшумели все тризны, убрали все поминальные столы. И в этом коренное отличие тюзовской от прежних постановок.
Источник: https://irin-krainov1.livejournal.com/418420.html
Назад в раздел
Новости
2 совершенно разных и в то же время одинаково сотканных из отдельных произведений спектакля: «Мале...
4 декабря 2024 г. начинаем продажи билетов на январь в кассах и на сайте театра. Кассы театра р...
В новом сезоне нашим официальным партнером становится Afisha.ru. Все онлайн-покупки билетов будут ...
25 и 26 октября – премьера «Маленькие трагедии» 4 острых, захватывающих воображение сюжета, чел...
Все новости